Опубликовано: 2400

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

"Отмечается по решению ООН в годовщину выступления Президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.

Позднее к ним добавились ещё четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат, как Всемирный день защиты прав потребителей". Такого рода официальную информацию можно свободно найти на любом интернет-ресурсе. Но помимо сухих данных, нас интересует реальное положение дел на фронте борьбы за права потребителей той или иной продукции и товаров. По исследованиям специалистов, в столице народ недоволен мобильниками, обувью и мебелью. Там каждая третья жалоба касается того, что трубки "зависают", быстро садятся аккумуляторы, телефоны взрываются в руках; у туфель через несколько часов носки ломается каблук, фирменная кожаная обувь промокает, а продавцы ссылаются на то, что обувь предназначена для офиса и ее нельзя носить на улице; у мебели в основном царапается полировка в период перевозки или теряется деталь. Во всех спорных случаях крайне редко можно добиться от продавца замены товара или возвращения денег. А сами покупатели редко стремятся отстоять свои права. Ответственность следует разделить между продавцами и самими покупателями, которые не знают законов и крайне аморфны. Не каждый пойдет заведомо на конфликт и больше того, из-за одной вещи дойдет до суда. А как обстоят дела с правами потребителей в маленьком и провинциальном Степногорске, я решила узнать у председателя общества защиты прав потребителей "Щит", Александра Генриховича Ведешкина-Рябова. "У нас все то же самое, может быть только по поводу мебели обращаются реже. Более 70% жалоб касаются техники - продукция практически всех фирм кроме "LG", (у этой компании есть представительства в Казахстане и ее лицензионная) - подделка, то есть не "оригинальная", а "сборочная". Собранная из неизвестных комплектующих и названая популярными именами. Такие изделия дешевы, работа практически не облагается никакими налогами, а накрутка в точке реализации идет до 200%. На компьютеры, кстати, нам еще ни подавали ни одной жалобы. Ни у кого из тех продавцов, кого мы проверяли, по поводу заявлений степногорцев, нет необходимых сертификатов соответствия и сертификатов безопасности. А ведь они должны быть на все: технику, мебель, мыло, косметику, детское питание, одежду и так далее. По большому счету, можно прямо сегодня закрывать все магазины и парикмахерские - 90% из них не соответствуют современным требованиям санитарной безопасности. В годы "дикого капитализма", когда президент нашей республики всемерно поддерживал частное предпринимательство, строго контролировал проверяющие органы, чтобы они не зажимали нарождающихся бизнесменов, это привело к тому, что акты ввода объектов в эксплуатацию согласовывались, утверждались и подписывались не глядя. Что частично выявилось при большой прошлогодней проверке прокуратурой и СЭС городского рынка. Насколько известно, там даже разрешенное расстояние от мусорных баков до торговых мест не соблюдалось. По количеству обращений в общество защиты потребителей на душу населения, Степногорск обгоняет даже Алматы. Там за прошлый год зафиксировано 4253 обращения, а у нас - около 700. Реальных судебных дел рассматривается всего около 35-40. Не всякий человек имеет силы и желание довести дело до конца, ну и главное - 50% урегулируется с помощью досудебной претензии. Еще часть вопросов рассматривается на телефонных консультациях (не всем время или здоровье позволяет прийти в наш офис). На продавцах лежит большая ответственность. По законодательству они в ответе за все: за качество ниток и фурнитуры в швейных изделиях, за прочность окраски тканей и корпусов мобильных телефонов и т.д. Порой все требования законодательства выполнить очень трудно, но возможно. Например, вывешенные в бутиках расшифровки специальных знаков ухода за одеждой или техникой, вкупе с обязательной консультацией продавца об основных качествах, позволили бы избежать многих конфликтов с покупателями. Ведь покупатель не обязан знать, что означают все эти перечеркнутые треугольники или квадраты, об этом должны ему рассказать в магазине. Вообще, всем стоит запомнить: покупки следует делать в присутствии как минимум двух свидетелей, особенно при приобретении дорогостоящих вещей и обязательно требовать гарантийные талоны, следя за тем, что бы срок гарантии продавца был не меньше того, что дает фирма-производитель. Это позволит защитить свои права, в случае их нарушения". Все, что сказал Александр Генрихович, безусловно, правильно, но это только одна сторона медали. Нужно не забывать о том, что действующий ныне закон "О защите прав потребителей", принят в Казахской Советской Социалистической Республике 5 июня 1991 года N 640-XII "О защите прав потребителей" (внесены изменения в соответствии с Законом от 26 июня 1992 г. N 1435-XII). Именно им руководствуются и податели исков, и правозащитники. Предполагается, что законы должны отражать реалии времени, ведь страна развивается, переходит к новым формам внутреннего политического и экономического устройства. Но как может работать в капиталистической рыночной стране закон, принятый в советские времена, для социалистического государства? В те времена практически сто процентов товара производило государство, а значит, и за качество его отвечало оно же. При сегодняшнем разнообразии товаров, порой изготовителя найти трудно. Тем более, что действительно, вся ответственность за качество товара, согласно действующему закону, лежит исключительно на продавце. Изготовителю даже не всегда требуется иметь сертификат на свою продукцию, не обязательно соблюдать какие-то нормы оформления товара - в любом случае ответственность за недочеты, контролирующие и карающие, органы возложат на реализатора. Пример: некая аптека в нашем городе закупила медицинские спринцовки, доставленные им в больших коробках с необходимой маркировкой. Но по правилам, каждая такая спринцовка должна была быть упакована в отдельную коробочку с точно такой же упаковкой. На владельцев аптеки наложили штраф на сумму свыше 100 000 тенге. Легко предположить, кто пострадает в этой ситуации больше всего: конечно покупатели. Чтобы возместить убыток от штрафа, реализатор просто вынужден будет распределить его на другие товары и те станут дороже. Другой пример: на одном прилавке два перфоратора различающиеся по цене примерно на порядок. Поскольку мы люди в большинстве своем стесненные в средствах, приобретаем тот, что подешевле. А кто соблюдает инструкции, где написано 15 минут работать, 30 минут дать остыть аппарату? Таких крайне мало. В итоге перфоратор ломается через два дня, действует гарантия, и продавец обязан либо обменять товар, либо вернуть за него деньги. По идее, продавец затем должен отвезти товар на фирму и получить потраченное на товар и перевозку обратно. Только как это сделать, если механизм экспертизы не прописан законодательно? Да и как доказать несоблюдение технологического процесса? Казахстанские юристы, называют действующий закон "динозавром, историческим артефактом", удивляясь, что до сих пор не приняты поправки. Последний раз проект нового закона подавался в парламент на рассмотрение в 2005 году, и через 10 месяцев был отозван. Работать с нынешним трудно, а порой невозможно из-за огромного нагромождения вышедших из употребления терминов, ссылок на несуществующие нормы и организации. Но всем, и торгующему люду, и покупающему, остается только ждать, когда примут новый закон. Ну, и напоминаем: наше благополучие и спокойствие - в наших с вами руках. Нужно учиться делать покупки правильно и защищаться от недобросовестных продавцов и производителей, тем более что "подковаться" достаточно легко: в любом книжном магазине продаются брошюры "Закона о защите прав потребителей". Рисунок с сайта http://caricatura.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи