Опубликовано: 11600

Алкоголизм. Как "выплыть" из стакана

Алкоголизм. Как "выплыть" из стакана

Что такое алкоголизм – болезнь или дурная привычка? Возможно ли с помощью запретов и ограничений на продажу алкоголя добиться трезвости? Бывают ли алкоголики бывшими или тяга к спиртному – приговор на всю жизнь? На эти и другие вопросы нам помогали искать ответы специалисты и те, кто с проблемой алкоголизма знаком не понаслышке.

“Надо завязывать!”

У меня есть несколько знакомых алкоголиков. Совершенно разные по возрасту, характеру, социальному статусу люди. Объединяет же их не только беда, но и упорство, с которым одни пытаются убежать из своего личного ада, а другие стремятся в него попасть.

Кайрату перевалило за пятьдесят. Двадцать из них он был, что называется, запойным пьяницей. Из-за своего пристрастия к спиртному потерял семью: красавицу жену, двух дочек. Распрощался с хорошей, высокооплачиваемой работой и перебивался заработками разнорабочего в те редкие моменты, когда не валялся в невменяемом состоянии на улице или в подъезде собственного дома. Все, даже родная мать, уже давно махнули на него рукой. Но однажды случилось чудо. Съездив в гости к брату, Кайрат вернулся оттуда с женщиной. Не очень молодой, не слишком красивой, имеющей двоих детей от первого брака. И наш герой бросил пить. Совсем.

– Мне страшно захотелось семью, – задумчиво объясняет Кайрат причину своей метаморфозы. – Я тогда не думал о том, как тяжело мне будет “завязать”, не обращался ни к каким докторам. Просто решил: вот женщина, с которой надо строить нормальную жизнь.

Он не пьет уже десять лет. Совсем. Его нынешняя семья с трудом верит в то, что их любящий, работящий и заботливый папа и муж до их появления в его жизни был алкоголиком. Сегодня об этом периоде напоминают только проблемы с печенью – увы, спиртное в таких количествах это действительно яд.

...А вот в семье Стаса его пристрастие – проблема номер один. Парню всего двадцать три года, он не женат, живет с матерью и бабушкой. Выпивать начал в старших классах школы. Сначала близким казалось: это просто подростковая бравада, все ребята через это проходят. Спустя пару лет схватились за голову.

– Чего мы только не делали, куда только не обращались, – плачет Ирина, мама Стаса. – Лечили его в Караганде, обращались к целителям, психологам, возили в специализированную клинику в Россию, пробовали кодировать – ничего не помогает. Он вроде хочет бросить, говорит, что устал от такой жизни, соглашается лечиться, а потом срывается снова.

На вопрос, что же ему дает алкоголь, Стас уверенно ответил: “Да ничего хорошего! Надо завязывать”. А на следующий день снова напился…

Медицина здесь бессильна?

“Завязать” с выпивкой, по мнению врачей, на самом деле непросто. Ведь алкогольный синдром классифицируется ими как заболевание, а значит, излечение от него зависит от многих факторов.

– Как такового излечения от алкоголизма не наступает, – считает заведующая диспансерным отделением Карагандинского областного наркологического диспансера Динара МАЖИТОВА. – Если человек воздерживается всю жизнь, зная свою зависимость и приняв твердое решение вести трезвый образ жизни, он может ничем не отличаться от других людей, жить, как и все. Если сорвется – вернутся те же симптомы заболевания, которые были когда-то. Болезнь ведь останавливается на том этапе, на котором больной прекратил прием алкоголя. Даже когда человек не употребляет спиртного, полным излечением это не считается.

По словам врача, при всех достижениях современной науки в методах лечения алкоголизма медицина кардинальных изменений не претерпела.

– Методы используются как традиционные, классические (такие как детоксикация, восстановление соматических функций организма, физического благополучия),  так и современные психотерапевтические реабилитационные методики. Причем психотерапия на сегодняшний день идет как основной метод лечения алкоголизма.

Основным условием лечения врачи называют добровольное желание покончить с пагубной страстью. Говорят, гарантию на излечение может дать себе только сам больной.

“Транспорт” в эмоции

Приверженцы альтернативных методов избавления от пристрастия к алкоголю в этом с медиками согласны. Но в другом готовы поспорить.

Так, например, карагандинский народный целитель Тайжан ЕРЖАНОВ считает: ошибочно причислять алкоголизм к болезням.

– Есть такой международный реестр заболеваний, – делится он с нами своим видением проблемы. – Там в графе “психические расстройства” под номером 10 идет “синдром алкогольной зависимости”, а под номером F63.9 значится “любовь”. Так вот, в моем понимании ни любовь, ни алкоголизм заболеваниями не являются. Желание испытывать какие-то эмоции – это не болезнь!

В теории Тайжана Ержанова ключик к пониманию проблемы алкоголизма лежит в “мотивации первой рюмки”.

– Для чего человек выпивает? Чтобы почувствовать себя уверенным, раскованным, неотразимым, коммуникабельным. Это ощущение от употребления спиртного отпечатывается в его сознании, и возникает желание повторять его снова и снова. А затем становится необходимостью. Я бы сказал, алкоголь – это транспорт, который доставляет человека в те эмоции, которые он хочет ощутить.

Лечить алкоголика, по мнению целителя, – дело неблагодарное. Он считает, что медики на самом деле лечат лишь последствия отравления организма алкоголем, но не устраняют причину.

– Другое дело – научить алкозависимого переживать желаемые эмоции без помощи алкоголя, натренировать это умение до автоматизма. Тогда человеку допинг станет не нужен. Он избавляется от такой необходимости полностью. Хотя врачи полное исцеление отрицают.

Тайжан знает, о чем говорит, потому что на себе испытал все “прелести” алкоголизма. Но не прикасается к спиртному уже 25 лет. Он говорит, что изучение практической психологии дало возможность понять механизм зарождения зависимости и подсказало пути освобождения от нее.

Сколько стоит “исцеление”?

Кстати, Тайжан Ержанов – не единственный, кто считает, что алкоголикам должны помогать бывшие алкоголики, потому как они знают, в чем проблема. В Карагандинской области на базе заброшенного трудового лагеря долгое время существовал Духовный центр реабилитации наркоманов и алкоголиков, который возглавлял бывший наркозависимый.

Он построил свою методику исцеления от пагубной зависимости на религии и трудотерапии. Минусом программы была ее долгосрочность – она рассчитана на полтора года. Правда, после двух месяцев пребывания в Петровке, где располагался центр, реабилитантам было позволено выезжать домой на побывку.

Духовный центр в регионе уже не работает, но организаций и лиц, предлагающих свои услуги по избавлению от алкоголизма, заметно прибавилось. Помимо традиционных методов выведения из запоев предлагаются кодирование, занятия в группах анонимных алкоголиков, психокоррекция, магнитные браслеты, пластыри и т. д.

Насколько действенны все эти методы, судить сложно. Однако можно утверждать с уверенностью, что борьба с алкоголизмом превратилась в бизнес, едва ли не такой же доходный, как и выпуск алкогольной продукции.

Так, кодирование от алкоголизма оценивается в 60–80 тысяч тенге. Вывод из запоя на дому обойдется вам в сумму от 5 до 15 тысяч тенге. Биологические добавки, помогающие от запоя, продаются в аптеках примерно за 5–6 тысяч. Пластырь для выведения токсинов стоит от 1,5 до 3,5 тысячи тенге. И даже месяц стационарного лечения в государственном наркодиспансере официально оценивается в 15 тысяч тенге.

Путь не важен. Важен результат

Медики считают: не важно, каким путем человек придет к трезвости – оказавшись перед выбором “трезвость или смерть” в результате “вшитой” ампулы или через духовное принятие Всевышнего. Важен результат.

Бывший алкоголик Кайрат в завершение беседы махнул рукой:

– Лично я считаю: если сам человек решит “больше не буду пить”, никакие врачи и целители ему не нужны.

Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи