Опубликовано: 13600

Поэт, ученый, провидец

Поэт, ученый, провидец

Еще два десятилетия назад не только труды, но даже имя Машхур Жусупа Копеева было под запретом. А сегодня ученые, оценивая масштаб исследований этого просветителя, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи.

В опалу Машхур Жусуп попал в советское время. В основном потому, что был почитаем в народе, и не только как ученый, но и как предсказатель, святой. Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалась мистическими событиями.

Весьма образованный и очень умный человек, он оставил потомкам научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи.

Особый интерес представляют составленные им уникальные родословные – шежире. Когда после долгих лет забвения в 1989 году Машхур Жусупа реабилитировали, то выпустили книгу с шежире нескольких родов – тираж в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. Дело в том, что родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными.

Но простой народ знал его как целителя и провидца, предугадавшего множество событий – от голода 1931 года до даты падения Советской власти.

Талант не скроешь

Родился Копеев в 1858 году в Баянаульском районе Павлодарской области. Мальчика нарекли Жусупом, это мусульманское имя – производное от библейского имени Иосиф. Машхуром, что в переводе означает “знаменитый”, он стал еще в детстве с легкой руки одного из влиятельных людей того времени – Мусы Шорманова. Он разглядел в ребенке пытливый ум и огромный талант и предрек ему великое будущее.

В 14 лет Жусуп, окончив учебу в медресе, отправился в регионы Северного и Центрального Казахстана и Средней Азии собирать произведения устного народного творчества. А осенью поступил в медресе в Бухаре, чтобы получить высшее образование. Машхур Жусуп хорошо владел арабским, персидским, русским и другими языками. Он вел переписку с Федором Достоевским и другими известными писателями того времени, переводил на казахский произведения Пушкина.

Мавзолей при жизни

Могилу Машхур Жусупа, расположенную в урочище Ескельды возле поселка Жанажол Баянаульского района Павлодарской области, чтут как святыню.

Людской поток к ней не прекращался никогда – ходит множество легенд о том, как хворые и бездетные находили здесь исцеление.

Вера в силу аруахов – духов умерших – творит чудеса, не объяснимые наукой.

Поразительно, но за год до своей кончины Копеев указал ее дату – с точностью до дня. Главное в этом пророчестве было то, что он заранее знал, что 1931 год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. Они не удивились таким пожеланиям аксакала и выполнили все, что он попросил. При жизни же построили и его мазар. Просветитель сам выбрал место в степи, составил проект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение, а в другой велел сделать приют для странников – с печкой, посудой и лежанками.

Кстати, очевидцы утверждают, будто тело провидца было нетленным двадцать лет. Некоторые считают, что Машхур Жусуп, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что оно сохранилось по велению Всевышнего.

В начале 1950-х годов, во время очередной кампании против антисоветских символов, кто-то из партработников предложил уничтожить могилу Жусупа Копеева, ставшую местом паломничества. Власти распорядились снести этот мазар. Трактором сровняли его с землей на глазах детей просветителя и всех родственников. Сельчане до сих пор рассказывают про те беды, которые навалились после этого на тракториста и двух рабочих, участвовавших в сносе. Они сошли с ума, а их потомков преследовали несчастья. Трагически сложилась и судьба партийного работника, давшего то указание.

Смешение стилей и традиций

В 1978 году мазар был восстановлен, однако через почти три десятка лет он обветшал. И в 2006 году было начато возведение уже мавзолея.

Проект разрабатывали известные в республике архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Мастер-ювелир Кырым Алтынбеков изготовил позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией.

В мавзолее много необычного. Машхур Жусуп лично начертил его границы. Входная дверь – с северной стороны, хотя по мусульманской традиции должна быть с восточной. Это было личным пожеланием Копеева, и религиозные деятели не решились нарушить волю старца, несмотря на отход от привычных канонов.

Примечательность мавзолея и в том, что архитекторы объединили древнетюркские и исламские традиции. Согласно тюркским обрядам внутри сооружения установлены гранитные камни с высеченными на них именами семи предков Машхур Жусупа, а по исламским канонам построено помещение для молитв.

Само здание состоит из двух залов. Зиратхана символизирует преддверие иного мира, в гурхане покоится тело Машхур Жусупа. Там же стоит надгробие из гранита весом девять тонн. Оно, кстати, выполнено в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. С мавзолея вниз ведут 73 ступеньки – по количеству прожитых Машхур Жусупом лет. На двух 14-метровых куполах выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали светильники – шамшыраки.

Очевидно невероятное

Машхур Жусуп почитался в народе за дар ясновидения. Возможно, мистика тут и ни при чем, просто глубокий аналитический склад ума этого человека позволял ему предвидеть те или иные события. В то же время есть явления, которые не объяснимы логикой, и происходят они до наших дней.

Живя в начале прошлого века, однажды Машхур Жусуп “заглянул” в 2000 год. И сказал, что он будет благополучным для края. Поразительно, но миллениум действительно стал успешным для фермеров Павлодарской области после нескольких неурожайных лет.

Другая история – из современности. В Павлодаре в день открытия мечети имени Машхур Жусупа местный фотограф решил сделать несколько снимков для альбома. Причем как в светлое, так и в темное время суток. Ночная фотосессия выдала сюрприз. Во-первых, получился только один кадр, а во-вторых, в верхней его части образовалось множество точек, которые мастер принял за брак, а вернее, за блики. Однако, когда служители культа, заказавшие снимки, соединили эти “огоньки” между собой одной линией, они выстроились в арабскую вязь, а именно – в слова “Аллах” и “Мухаммед”.

Может быть, и этому найдется весьма простое объяснение. Однако люди предпочитают верить в то, что их земляк был действительно уникальным человеком.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи