Опубликовано: 15700

Калым за невесту – кто сколько даст

Калым за невесту – кто сколько даст

“КАРАВАН” провел небольшое расследование и выяснил, где в Казахстане платят самый большой калым за невесту.

Осень – пора свадеб. Так сложилось исторически – именно в это время года, когда все сельскохозяйственные хлопоты заканчивались, появлялась выручка, казахи женили детей.

Вот и сейчас в больших казахских семьях не проходит и недели, чтобы кто-нибудь не сыграл свадьбу. Родственники невесты между собой созваниваются, интересуются: “Жених богатый? Қалың мал привезет?”.

Размер не имеет значения?

В давние времена калым потому и назывался қалың мал, что выплачивался в виде скота – табуна лошадей, стада баранов, если родители жениха были побогаче, могли и верблюда пожаловать.

Об обычае уплаты калыма есть упоминания в произведениях классиков казахской литературы – Спандияра Кобеева “Қалың мал”, Султанмахмута Торайгырова “Қамар сұлу”, Тайыра Жомартбаева “Қыз көрелік”.

Сейчас старые традиции уходят в небытие, однако нет-нет да и слышны разговоры о том, какой калым платят в разных регионах Казахстана. Порой информация вполне достоверная, а порой – просто легендарная.

Например, в одной из северных областей Казахстана родители жениха, сосватавшие ему невесту из этого же региона, рассказывали, что как такового калыма в привычном понимании не существует:

– Мы, конечно, сватая невесту, подарили ей бриллиантовые серьги, сделали хорошие подарки родителям невесты, повезли киіт – подарки для близких родственников, где были и костюмы для мужчин, плащи, пальто, и чапаны для старших аксакалов, и серьги и браслеты для старших женгешек и бабушек. Кроме того, везли живую лошадь и несколько баранов на так называемый өлі-тірі, чтобы родители невесты уже после тоя могли собрать родственников и друзей и угостить их хорошенько, – рассказывает Жанна СЕРИКПАЕВА. – Это калымом не считается, скорее, дань традиции.

Например, в Семее калым вроде бы тоже просят, но зато и невесту снаряжают так, чтобы у нее в доме было все, вплоть до иголки. Чтобы молодые ни на что не тратились поначалу. А вот на юге, мы слышали, родители невесты требуют огромные суммы и бесчисленные подарки, так что с ними сваты с севера и связываться не хотят...

“Самому стыдно стало”

Так ли суровы южане или наговаривают на них? Я нашла в социальных сетях жителя Шымкента, который к тому же (вот совпадение!) недавно женил сына. Он поведал мне такое!

Спрашиваю: правда ли, что в ваших краях родители невесты требуют большой калым за дочь?

– Есть такое, – ответил мне Асхат, – но общая стоимость приданого невесты иногда в несколько раз превышает калым. Я сам женил сына, так мне даже стыдно стало. В качестве калыма мы повезли сватам 1 тысячу долларов плюс на посиделки өлі-тірі – одного барана. А родители невесты подарили молодым спальный гарнитур стоимостью 600 тысяч тенге, дорогой плазменный телевизор и стиральную машину, и еще два сундука со спальными принадлежностями – корпешками, подушками, одеялами и прочим.

Конечно, мир не без жадных людей: слышал, некоторые сваты у нас на юге требуют, мол, привезете такой-то қалың мал, такие-то подарки. Но все зависит от материального достатка семей жениха и невесты. Бывает, что, требуя калым, дочерям дарят квартиры, машины, а то и бизнес…

Асхат объяснил такое поведение южан тем, что народу у них в области много и высокие требования – это своего рода иммунитет от слишком жадных родственников.

На западе без перемен?

Как мы выяснили, на западе Казахстана считают, что самые настоящие казахские традиции сохранились именно у них, и меряются они как раз размером калыма:

– Выходить замуж за мангистауских парней выгодно! У нас қалың мал равняется примерно 300 тысячам тенге, на сүт ақысы матери дарят серьги и шубу, а также деньги и на өлі-тірі. Во время свадебного тоя гостей со стороны невесты богато осыпают подарками: родителей – шубами, дубленками, пальто, матери бриллиантовые серьги вручают, – рассказала мне жительница Актау Мансия.

В общем, родители подрастающих невест, берите на заметку!

Все зависит от экономики!

Автор книги “Ситуативный казахский” Канат ТАСИБЕКОВ тоже недавно женил сына. Говорит, чтобы соблюсти традиции и не ударить в грязь лицом, проштудировал немало книг по истории и обычаям казахов.

– Как я понял, в привычном понимании калыма сегодня действительно не существует. Это схоже, по сути, с явлением НЛО – вроде даже кто-то что-то видел, а доказательств нет.

Не встречал я человека, который бы сказал, что на калым за дочку машину купил или ипотеку закрыл. Или, скажем, говорил бы: “Вот у меня дочь растет, я за нее столько-то калыма возьму” или “Вот невестка, я за нее столько-то калыма заплатил”. Хотя есть малообразованные апайки, которые могут говорить, глядя на своих снох: “Я за нее тысячу долларов заплатила, пусть пашет!”. Хотя сноха зарабатывает порой больше, чем вся семья мужа! Даже наш пресловутый юг, о котором так любят мифы и легенды рассказывать... Мы ведь тоже ездим туда на свадьбы и видим, как там все происходит.

Всегда калым зависел от экономического положения. Если раньше, выдавая замуж дочь, отец и мать теряли помощницу по хозяйству, то жених приобретал еще одного члена семьи: жена рожала ему детей, продолжателей рода, готовила пищу, шила одежду и ткала ковры и могла составить счастье на всю жизнь. Именно поэтому калым являлся своего рода материальной компенсацией в этом вопросе. Сегодня же сами казахи изменились: многие отцы дочерей готовы даже сами приплатить, только бы их дети были счастливы в браке!

Благодарственный жест

Писатель Дулат ИСАБЕКОВ:

У нас в истории было много кровавых событий: Гражданская война, голод, репрессии, война, послевоенная бедность... Не до калыма было народу, даже при желании нечем было бы платить.

Моему старшему брату, когда мы остались сиротами, было всего 16–17 лет. И он должен был жениться, чтобы сохранить всю нашу многочисленную семью. Тогда мулла нашего аула, к дочери которого брат отправил меня и старшую сестру свататься, сказал нам: “Дорогие мои, мне от вас ничего не нужно. У казахов есть пословица: “Теңін тапсан, тегін бер” (“Найдешь ровню, отдай бесплатно”). Только чтобы моя дочь никогда не плакала в вашем доме”. Так брат обрел жену.

Постепенно обычай платить калым забывался. А потом был советский строй, когда пережитки прошлого осуждались. То, что до нас докатилось, это лишь идея: если у тебя есть деньги, если молодые любят друг друга, калым может быть как подарок родителям невесты.

Наверное, требовать калым в каких-то неимоверных суммах и подарках могут только люди, которые не любят своих детей. Если любишь свою дочь, никогда не будешь торговаться.

Сейчас жених обычно делает три подарка – ананың сүті, или сүт ақысы, – подарок матери (сережки, шуба и т. п.); атаның күші, или жігіт түйе, – подарок отцу (хороший костюм, дорогие часы); өлі-тірі – животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты после свадьбы (лошадь, баран либо деньги).

Кроме того, от семьи жениха ждут киіт – подарки родственникам (мешок с самыми разными подарками).

Семья невесты должна предоставить жасау (приданое), которое зачастую превышает размер калыма и всех подарков, вместе взятых (мебель, стиральная машина, автомобиль, квартира).

Айып, или плата за порочность

В давние времена целомудренности невесты придавали большое значение. Жених, обнаруживший в первую брачную ночь, что невеста не сохранила непорочность, мог потребовать у ее отца возврата калыма, а саму девушку вернуть в семью.

Впрочем, был и другой выход: отец невесты мог заплатить штраф – айып в размере 40 кобылиц – или вернуть половину уже полученного калыма, чтобы сохранить договоренность о браке своей дочери и избежать скандала.

5 фактов

Өлi-тiрi – дополнение к калыму в виде животного-самца, если не платить, то невеста окажется болезненной.

• В свой первый официальный визит в аул невесты жених привозил родне будущей жены подарки, в том числе фрукты и сладости, чтобы жена была плодовитой.

• Самым удачным временем для свадьбы считался период конца лета – начала осени. Предпочтение отдавалось началу месяца (новолуние) или его середине (полнолуние).

• Качание на качелях молодежи является своеобразным “имитативно-сексуальным приемом магии плодородия”.

• На свадьбу старались не приглашать бездетных людей. Устанавливать юрту молодоженам, стелить им постель доверяли только многодетным женщинам.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи