Опубликовано: 2400

Усть-Каменогорск. За бизнес страшно!

Усть-Каменогорск. За бизнес страшно!

Перегретый котел – так двумя словами можно было назвать атмосферу на выездном заседании Совета по защите прав предпринимателей в Усть-Каменогорске. Его председатель экс-сенатор Гани КАСЫМОВ признался: в зал пришлось идти через живой коридор из бизнесменов, объединенных общей бедой – их предприятия отняли, остановили, закрыли, арестовали…

Усть-Каменогорск не случайно стал местом первого выездного заседания совета Национальной палаты предпринимателей. Четверть всех жалоб бизнесменов – более 400! – из Восточного Казахстана. Ситуации разные, но подоплека одна: по словам предпринимателей, госструктуры ставят их бизнес на грань разорения.

Глава регионального профсоюза малого и среднего бизнеса Галина КАЗАНЦЕВА привела пример чиновничьего “креатива” в распоряжении землей. В Семее ТОО потратило миллионы тенге, купило дом с участком под автошколу, согласовало проектную документацию. Но… осталось с носом.

– Аким так решил, – высказала возмущение общественница. – Есть комиссии, коллегиальные органы, но все решается акимом города. Другому предпринимателю отказали из-за отсутствия генерального плана застройки, которого… попросту никогда не было. Подобные случаи характерны для Жарминского района. А вот случай в Риддере: на один земельный участок выдано четыре акта постройки! Предприниматель, который владеет этим участком с 1998 года, вынужден почти все свое время тратить на суды.

До 80 процентов документов, которые сегодня оформляют в отделах земельных отношений, – это акты целевого назначения участка. По словам главы профсоюза, этого вала могло бы не быть, если бы чиновники применяли 44-ю статью Земельного кодекса: для малого бизнеса назначением участка является обслуживание здания.

– Если бы действовала эта статья, предпринимателям не нужно было бы ходить на поклон к акимам, достаточно уведомления. Не по этой ли причине в земельных отделах ее игнорируют? В наш профсоюз ежегодно обращаются от 4 до 7 тысяч предпринимателей, и этот поток не уменьшается. Это показатель системности проблем.

Под прикрытием

– Страшно становится, – не скрывал эмоций директор молокоперерабатывающей корпорации “Восток Молоко” Сейлжан САЙЛАУБАЕВ. – Чиновники прикрываются неверной статистикой. Послушаешь акимат, министерство – молока все больше, но на деле мы закрыли заводы в Урджарском районе, Уланском, сейчас закрываем в Кокпектинском. Молока нет! Этот год стал показательным: мы в Россию фактически ничего не можем экспортировать. Еще в 2007 году, когда запретили вакцинировать скот, специалисты предупредили: страна заполыхает инфекционными болезнями. Сегодня мы на пороге еще большего вреда: с импортным скотом в скрытой форме можно получить массу болезней, о которых мы ничего не знаем!

Молокозаводы Усть-Каменогорска стали наглядным примером, как госорган может погубить бизнес. Областная антимонопольная инспекция создала прецедент, причислив два молокоперерабатывающих предприятия (мощностью по 40 тонн в сутки) к монополистам. В республике до такого больше никто не додумался!

Другой шокирующий факт отразил методы работы областного департамента экологии. Его сотрудники насчитали небольшой свиноферме в Уланском районе штраф в 460 миллионов тенге – втрое больше стоимости самого предприятия. Как отметили члены совета, единственный результат, который может дать эта мера, – попросту уничтожить бизнес.

Работать невозможно

Вопиющая, по мнению совета, ситуация сложилась в лесном предпринимательстве. Дошло до того, что в Риддере лесозаготовители выразили недоверие директору государственного лесоучреждения. Как заметил эксперт палаты, чиновник нарушил минимум три закона: о письмах и обращениях граждан, о госслужбе, о борьбе с коррупцией.

– Сплошное противостояние с предпринимателями, – дал комментарий эксперт. – Постоянно затягиваются отвод лесосек, выдача рекомендаций, лесорубочных билетов. Только в текущем году четыре раза налоговым органом Риддера накладывался арест на расчетные счета лесопользователя в связи с тем, что гослесоучреждение предоставило недостоверные сведения.

– За последние 10 лет из 496 предприятий, работающих в лесу, осталось 16, – дополнил картину президент региональной ассоциации лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Владимир РЕЗАНОВ. – Львиная доля бизнеса – в тени. Оформление лесорубочного билета могут не только затянуть, но и вообще не дать. В Риддере из-за этого предприниматель вынужден был ехать в Россию, покупать там лес, чтобы выполнить свои обязательства. Сплошь и рядом когда у лесопользователей-долгосрочников под прикрытием лесхоза ведут рубки левые заготовители.

Как констатировали члены совета, жалобы на бесчинства лесных чиновников не первый год потоком идут в облакимат и Астану. Однако за все время, по словам главы ассоциации, не рассмотрено ни одного дисциплинарного дела.

Последний шанс

В ходе совета озвучены множества других скандальных фактов давления на бизнес в аграрном секторе, транспортном, в сфере строительства, госзакупок… По данным прокуратуры, с начала года в области зафиксировано свыше 150 нарушений прав предпринимателей, внесено 130 представлений. Председатель совета во всеуслышание предостерег чиновников: имена всех, кто кошмарит бизнес, будет знать вся страна. В подтверждение своих слов совет тут же потребовал от акимата проведения совместной проверки деятельности акима Семея, антимонопольной инспекции, департамента экологии, решения вопроса о соответствии занимаемой должности директора лесоучреждения в Риддере – по всем прозвучавшим фактам.

– Наши выезды в регионы – последняя возможность защитить малый и средний бизнес, – заключил экс-сенатор Гани Касымов. – За 22 года суверенитета мы только в последние годы довели его долю в экономике страны до 16 процентов. А надо дойти до уровня развитых государств – 40 процентов.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи