Опубликовано: 4000

Борьба с коррупцией: Чем больше денег – тем меньше толку

Борьба с коррупцией:  Чем больше денег – тем меньше толку

В Казахстане в очередной раз объявили об усилении борьбы с коррупцией. Теперь первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ предложил свой план искоренения неприглядного явления.Это уже как минимум третья программа борьбы с коррупцией, о которой было объявлено в 2014 году. Так, в июне Премьер-министр РК Карим МАСИМОВ пообещал подготовить к осени план, который позволит выявить средства теневой экономики, с тем чтобы эти

средства могли быть использованы на благо страны.

В июле первый заместитель председателя партии “Нур Отан” Бауыржан БАЙБЕК представил свою программу по противодействию коррупции на 2015–2025 годы. Согласно этому документу, партия будет исповедовать четыре основных принципа: системность, прозрачность и подотчетность государства обществу, равноправие всех перед законом, партнерство партии и общества.

План  Бакытжана Сагинтаева, по его словам, направлен на “максимальное снижение условий, способствующих коррупционным проявлениям”. Он предложил радикально уменьшить число проверок бизнеса, а сами проверки возложить в основном на сертификационные предприятия “под их персональную ответственность”. Также разрешить малому бизнесу работать “без печатей” (но как это будет реализовано, совершенно непонятно), перейти на всеобщее декларирование доходов и расходов населения с 2017 года.

Мораль и репрессии

Коррупция всегда связана с деятельностью должностных лиц государства – чиновников, которые неправомерно используют свои полномочия для извлечения личной выгоды. Она возникает там всякий раз, когда бизнес взаимодействует с государством для извлечения выгод, полученных в обход законов. Либо когда государственные чиновники, которые призваны блюсти общественные интересы, начинают параллельно заниматься частным бизнесом, путая государственный карман с собственным.

– Всякую коррупцию можно разделить на три элемента: уровень сознания людей, экономические условия и обоснованность законов. Использование только одного инструмента ни к чему хорошему не приводит. И это показывает опыт всех государств, – считает профессор бизнес-школы КБТУ Нурсеит НУРЛАН.

Обычно на коррупцию толкают людей экономические условия, благоприятствующие ее проявлению. Сюда относится, с одной стороны, высокий уровень зарегулированности и бюрократизации госаппарата, где ничего нельзя решить без откатов, а с другой –  низкий уровень зарплаты чиновников по сравнению с выполняемыми ими функциями в обществе. В этом случае они чувствуют себя необоснованно обделенными.

Плохо написанные законы тоже приносят выгоду одним гражданам в ущерб другим. Они порождают у людей желание обойти такой закон и таким образом восстановить справедливость. С этической точки зрения таких людей нельзя назвать коррупционерами, но с точки зрения государства они таковы, так как не соблюдают закон.

Использование жестких репрессий против коррупционеров тоже не дает нужного эффекта. Так, в Китае наказанием для коррупционеров часто становится смертная казнь. Но экономические законы все равно сильнее уголовных, поэтому коррупция будет процветать.

Более эффективным средством борьбы с коррупцией является использование моральных норм общества, уверен экономист. Но и здесь есть свои трудности.

– Человек с высокими этическими нормами никогда не будет брать взяток. Если же убрать мораль как понятие, тогда задача решается простым экономическим правилом: человек всегда сравнивает выгоды и потери с учетом рисков, что махинацию обнаружат и вскроют, и если выгоды превышают возможные потери, тогда он будет брать взятки, – заметил Н. Нурсеит.

Сколько тратим на борьбу?

Между тем, как ни парадоксально, с точки зрения экономики ожесточенная борьба с коррупцией не всегда оправданна. Затраты государства на эти мероприятия станут постоянно расти, и чем быстрее растет размер экономики, а значит, и размеры государственного бюджета, тем выше будут эти затраты, а эффект от этой борьбы такими же темпами – снижаться.

Так, в бюджете РК на борьбу с коррупцией было выделено 6 миллиардов 840 миллионов тенге, в 2012 году расходы выросли до 14 миллиардов 290 миллионов, в бюджете 2015 года запланировано выделить почти 20 миллиардов тенге.

Между тем уровень коррупции  в Казахстане не снижается, страну сотрясают постоянные скандалы, связанные с тратами чиновников и их родственников, а большинство населения уже не верит в эту борьбу.

Одновременно, затягивая гайки  для коррупционеров, государство может начать борьбу с гражданскими правами и свободой в экономике, что в итоге негативно скажется на экономическом развитии страны. Учитывая два этих фактора, возможно найти оптимальный уровень коррупции, при которых затраты на борьбу с ней достаточны, а потери – минимальны. Другое дело, какой уровень коррупции может быть признан приемлемым и кто может его определять.

На каждый запрет находится лазейка

– В экономической модели, которую выбрал Казахстан, всегда будут условия для возникновения коррупции. В зарегулированной и централизованной экономике она всегда выше, чем в открытой и рыночной, так как такая экономика дефицитная. Везде, где создается дефицит какого-либо ресурса, сразу же возникают условия для возникновения коррупции, – пояснил Н. Нурсеит.  – На самом деле, зачем вы будете платить кому-то взятку за товар, который можно свободно купить в магазине?

В нашей экономике дефицитом являются практически все ресурсы для бизнеса – земля, доступ к дешевым финансам, всевозможные разрешения и лицензии.

Очевидно, для того чтобы обуздать коррупцию, необходимо устранить экономические условия для ее возникновения. Это должны быть децентрализация и дебюрократизация государственной власти, развитие местного самоуправления.

Нуждается в корректировке и законотворчество. Хороший закон должен быть небольшим, понятным и прозрачным, чтобы не было желания и возможности его обходить. Плохие законы обычно представляют многотомные и запутанные талмуды, в которых без консультантов или специального обучения не разберешься. Это создает идеальные условия для коррупции, так как любое действие находит в них свое оправдание  и на каждый запрет находится лазейка для его нарушения.


В 2013 году, согласно ежегодному индексу восприятия коррупции, подготовленному международной НПО Transparency International, Казахстан оказался на 140-м месте против 133-го в 2012 году. Эту строчку с Казахстаном делят Гондурас, Лаос, Уганда.

Из стран СНГ Россия заняла 127-е место, Беларусь – 123-е место, Молдавия – 102-е место, Армения – 94-е место. Высокий уровень коррумпированности, согласно рейтингу, у Украины (144-е место), Киргизии (150-е место), Таджикистана (154-е место), Туркмении (154-е место) и Узбекистана (168-е место). Рейтинг охватил 177 стран.


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи