Опубликовано: 1600

Что делать, если у ребенка появились проблемы со слухом

Что делать, если у ребенка появились проблемы со слухом

Выбираем слуховой аппарат или устанавливаем имплантСлабый слух у ребенка — недуг неприятный. Но он — вовсе не приговор, как считают многие мамы и папы. Родителям важно знать, что у слабослышащих, а также у детей с полной потерей слуха есть шанс слышать, красиво говорить и гармонично развиваться. Главное — вовремя обратиться к  врачу-сурдологу и вместе с ним выбрать подходящий вид помощи.Для того, чтобы у ребенка с

нарушением слуха развилась полная, богатая речь, необходимо обеспечить возможность настраиваться на все слышимые им звуки. Сделать это можно при помощи современных слуховых аппаратов, которые расширяют диапазон слышимых звуков и в большинстве случаев позволяют детям со слабым слухом улавливать почти всю речь, которую они слышат. Однако у некоторых детей обнаруживается настолько сильная потеря слуха, что даже слуховые аппараты не могут им помочь. В этом случае на помощь приходят так называемые кохлеарные импланты. Подробнее обо всем этом нам рассказали отоларинголог, консультант волонтерского движения "Академия здоровых сердец" Ирина Булаева и педиатр Наталья Савельева.

Домик для маленького импланта

Кохлеарный имплант — это медицинское устройство (протез), разработанное для того, чтобы помочь людям с тяжелой и полной потерей слуха, которым слуховые аппараты не помогают. Он стимулирует слуховой нерв в улитке внутреннего уха. Состоит система кохлеарного импланта из двух основных частей: собственно импланта, который хирургическим путем помещается под кожу, и речевого процессора, который располагается за ухом. Система работает так: звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора, который анализирует их и кодирует в последовательность электрических импульсов. Затем эти импульсы передатчик посылает через кожу к импланту, который передает электрические импульсы на электроды в улитке. Слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

После операции. Результаты кохлеарной имплантации зависят от разных причин — возраста потери слуха, длительности периода между потерей слуха и кохлеарной имплантацией и индивидуальных особенностей пациента. Также для достижения хороших результатов важна и реабилитация маленьких пациентов с кохлеарными имплантами. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к импланту, в работу включается целая команда специалистов: аудиолог, сурдопедагог, логопед, фонопед, музыкальный педагог и психолог. И, конечно, в период реабилитации как никогда важна роль родителей.

Подбираем слуховой аппарат

Детям с минимальным слухом важно как можно раньше начать использовать слуховой аппарат, поскольку усиленный звук стимулирует рост слуховых клеток мозга. А они развиваются, когда ребенок еще маленький. Если с началом ношения слухового аппарата затянуть даже на несколько месяцев с момента обнаружения потери слуха, можно столкнуться с серьезной задержкой развития речи, исправить которую не удастся.

Два часа на приеме. Подбирают слуховой аппарат ребенку на приеме у врача с предварительным выполнением аудиограммы. Длится такой прием около 1,5—2 часов. Поскольку такой длительный визит к доктору может быть изнурительным для малыша, лучше заранее поговорить с ним о том, что у врача нужно будет пробыть достаточно долго и нужно стараться отвечать на вопросы, слушать доктора и терпеливо повторять слова, когда понадобится.

Возраст имеет значение. Однозначно назвать минимальный возраст, в котором ребенок сможет пройти исследования слуха, нельзя: все зависит от развития малыша, его характера и сложности самого метода. Так, например, после предварительной работы с ребенком родителей и врача выполнять так называемую пороговую тональную аудиометрию в большинстве случаев можно с пяти лет. Проводят ее в специальной звукоизолированной кабине, куда не проникают звуки извне. Ребенку надевают наушники, через которые поступают сигналы разной громкости и частоты. Подает их прибор аудиометр. Если ребенок различил поступивший в наушники звук, он нажимает на кнопку, давая таким образом понять врачу, что звук услышан. Уши исследуются поочередно — то есть сначала звуки поступают в один наушник, а потом в другой. Исследование каждого уха в отдельности помогает определить, какое из них слышит лучше, а какое — хуже.

Конечно, крошкам-непоседам крайне сложно выполнять такую монотонную работу дольше 10—15 минут, а заставлять их ни в коем случае нельзя, потому что если ребенок расстроится, то исследование будет неэффективным. Также важно, чтобы малыш не был уставшим. Поэтому лучше проводить исследование в первой половине дня. Если ребенок устал, нужно сделать перерыв или прийти еще раз.

Адаптация.
Привыкание к слуховому аппарату у каждого ребенка проходит по-своему. Надев новые "игрушки на ушки", дети по-разному реагируют на качество звука. Например, ребенок начинает слышать свистящие звуки, которые плохо слышал раньше, и поэтому он может сказать, что аппарат "шумит", когда кто-то разговаривает. В этом случае ребенку следует терпеливо объяснять (столько раз, сколько потребуется), что теперь он будет слышать новые звуки и скоро привыкнет к ним. Родителям важно помнить: когда ребенку подбирают новые слуховые аппараты, они могут существенно отличаться по своим техническим характеристикам от предыдущих, и соответственно ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к новому звучанию. Интересно, что часто уже во время пробного ношения разборчивость речи существенно улучшается.

Сурдоперевод

Важно помнить, что дети даже с полной глухотой могут научиться хорошо разговаривать, развиваться без отклонений в психо-эмоциональной сфере, а значит, и нормально адаптироваться к жизни в обычной среде. Для достижения таких результатов (после того как ребенок начал использовать слуховой аппарат) необходимо переходить к этапу сурдопедагогического обучения, во время которого врачи и педагоги учат ребенка говорить, а при необходимости учат читать по губам. Для этого используются методики, стимулирующие речевые центры, пальчиковые игры, особые методы терапии. Создаются также специализированные детские сады для детей с проблемами слуха и особые школы, в которых занятия проводятся таким образом, что дети нормально развиваются, не отставая от своих сверстников с нормальным слухом.
http://www.segodnya.ua

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи