Опубликовано: 4400

Вандалы XXI века, или Черная напасть Восточного Казахстана

Вандалы XXI века, или Черная напасть Восточного Казахстана

Чумой называют археологи нынешнюю моду на кладоискательство. Государство пробует остановить поветрие ужесточением уголовной ответственности, но сами черные копатели не сомневаются: для таких, как они, в законе полно лазеек.

Казахстанский Алтай по большому счету – сплошной историко-культурный пласт. Здесь встречаются курганы от древней истории до средневековья. У ученых загораются глаза от мысли, какие находки сулят исследования в Прииртышье и на Бухтарме. По словам известного археолога Зейноллы САМАШЕВА, в верховьях Иртыша существовал мощный Кимакский каганат с крупными поселениями – такие свидетельства содержат арабские источники. Но эти городища не найдены лишь по одной причине – их не искали:

– Нужно сформировать научную группу, дать задание, проект, грант. Просто такая задача еще не ставилась.

Эпидемия

Пока научные экспедиции планируют проекты, восточноказахстанские курганы осваивают черные копатели. Ученые называют их бугровщиками – разорителями древних захоронений. Если просеять форумы и соцсети, можно составить портрет такого копателя: бизнесмен с доходами, в которые легко вписываются мощный внедорожник, навороченные системы навигации, металлоискатели и прочая экипировка. Осведомлен в законодательстве, азартен, циничен и главное – уверен в полной безнаказанности. В Казнете такие поисковики объединены в сообщество, они делятся советами, как вести себя, если попались на глаза правоохранительным органам, как выйти сухими из воды.

– Именно в Восточном Казахстане – страшное поветрие черных копателей, – отмечает Самашев. – Просто эпидемия. Есть люди, у которых огромнейшие коллекции, причем половина экспонатов – древнетюркского времени. Спрашивается – откуда? Клянутся, что все куплено. Для науки такие экспонаты словно обворованные – нет контекста, где найдены, как, в каких условиях. Был случай, когда огромную коллекцию находок, собранную явно из курганов, привезли в Национальный музей истории с предложением выкупить. К сожалению, коллекционеры запросто могут сплавить свои собрания за границу, в законе для этого есть лазейки.

Понятно, что в местах официальных экспедиций черных раскопов не бывает. По словам научного сотрудника историко-краеведческого музея Восточного Казахстана Галины КУЩ, авантюристы орудуют там, где их никто не видит. В Тарбагатайском и Курчумском районах археологи своими глазами видели курганы, снесенные бульдозером:

– В этом году полицейские уже дважды обращались к нам за заключением об исторической ценности предметов, изъятых у черных копателей. Их задержали прямо на месте с металлоискателем. Оказалось – местные жители. У них нашли наконечники стрел, поясные пряжки, застежки, датируемые VII–IX веками.

Осторожно, вандалы!

Разрушения, которые наносят самодеятельные поисковики, по словам специалистов, просто чудовищные. В Уланском районе практически уничтожен уникальный памятник Аблай-кит. Храм был построен около 350 лет назад джунгарским ханом Аблаем, толщина стен – три с половиной локтя. В XIX веке известный путешественник Миллер оставил запись, что нашел в Аблайките свитки в таком количестве, что не увезти и на 10 лошадях.

– Еще лет 25–30 назад там стояли постаменты под колонны, сейчас все растащено, – сокрушается Галина Кущ. – В Аблайките нет никаких сокровищ, но там постоянно кто-то что-то копает. Столько разрушено – смотреть больно!

Отдаленные районы области зачастую буквально усеяны маленькими тюркскими курганами. В них нет золота или драгоценностей, они интересны только историкам. Но бугровщики вскрывают их ради любой находки – наконечников стрел, полуистлевших ножей, мечей. Копают везде, где только сработает металлоискатель. Уничтожают все, что могло бы послужить науке:

– Ходят разговоры, что бронзу везут целыми мешками в Алматы и Астану. Но фактов задержания таких кладоискателей нет.

Штраф не страшен?

Два месяца назад в Уголовный кодекс республики внесли поправки, ужесточившие ответственность за незаконные археологические работы. Если по Административному кодексу черным копателям грозил штраф, максимум 18 тысяч тенге, сейчас эта сумма может составить 5 тысяч месячных расчетных показателей (9,2 миллиона тенге), а срок лишения свободы – от 5 до 10 лет. Но, по данным департамента внутренних дел Восточного Казахстана, прецедентов применения новой статьи в регионе нет. Зато в Интернете копатели по-своему отреагировали на законодательные строгости. Посетитель форума под ником Аlex заявил о создании некоего общественного объединения, костяк которого “составляют профессиональные поисковики”: "Мы занимаемся этой темой давно. Сейчас решаются организационные вопросы".

Интересно, правоохранительные органы в курсе этой “инициативы”?

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи