Опубликовано: 2500

Старшина

Старшина

В кино он сыграл более 40 ролей. Из него получались превосходные хладнокровные бандиты, двужильные пираты. Но чаще всего ему доверяли играть японцев – от простых солдат до генералов.

Лабораторию сменил на театр

Решение поступить в театральный институт в Алматы, принятое из чистого любопытства успешным инженером из Ташкента, в корне изменило всю жизнь Олега Ли, ныне самого известного в Казахстане корейского актера.

– Работал инженером-электриком сразу в двух институтах, – вспоминает Олег Ли, – в геологическом и в институте крови. В 1971 году приехал в отпуск в Алма-Ату и попробовал поступить в театральный институт. Учиться на артиста было очень престижно, на одно место – масса претендентов. Почему я, человек с профессией и вполне определенным будущим, решился на это? Было интересно. В детстве я окончил музыкальную школу – играл на скрипке. А когда служил в армии, всегда участвовал в художественной самодеятельности… Мне нравилось выступать, и это тоже сыграло свою роль.

Олегу было под 30, и на фоне выпускников школ он смотрелся бесперспективно. Преподаватели, уверенные, что вылепить из взрослого человека актера невозможно, даже отговаривали его от поступления. Но он прошел в корейскую группу актерского факультета в консерватории имени Курмангазы. На работе в Ташкенте пришлось брать на два месяца отпуск без содержания.

– Ровно столько я себе отмерил, чтобы поучиться, доказать всем, что способен, – продолжает Олег Сафронович, – а потом уйти. Так бы и случилось, но приехала бригада с киностудии “Мосфильм” набирать актеров для фильма “Я – Тянь-Шань” Ирины Поплавской. В нем для эпизодов нужны были водители восточных национальностей. В итоге всех “водителей” взяли из корейской группы. Мы, можно сказать, удрали с занятий, взяв себе справки о болезни, и поехали сниматься на Иссык-Куль: педагоги категорически запрещали играть в кино первокурсникам. Роль была простая: сидят водители, общаются, травят анекдоты. Нам платили по 12 рублей в день, моя же стипендия в месяц составляла 35 рублей… Несмотря на гонорары, мне тогда не понравилось сниматься: гонялки туда-сюда, дубли, пыль. В то же время я решил, что останусь учиться в Алма-Ате. На работе в Ташкенте был скандал: “Этих актеров – сотни тысяч, а известны только единицы, – говорили мне, – а здесь у тебя светлое техническое будущее...”

“Транссибирский экспресс” доставил в мир кино

После выхода фильма “Я – Тянь-Шань” в 1972 году Ли отвечал категоричными отказами на предложения сниматься в кино. Он твердо решил, что кино хорошо смотреть, а не играть в него. В 1975 году закончилась учеба, и Олег стал актером Корейского театра. В 1976-м ему позвонил режиссер Эльдор Уразбаев, снимавший “Транссибирский экспресс”:

– Сначала я по привычке ответил отказом… Эльдор – умный, тонкий человек, дал мне сперва почитать сценарий и говорит: “Ты ничего не теряешь, летишь в Москву за наш счет, три дня там погуляешь, из них полдня проведешь на съемочной площадке. Не получится – не беда”. Я задумался, ведь Москву тогда каждый мечтал посмотреть. Приехал в столицу, а там уже несколько человек на эту роль пробовались. Причем на фоне этих актеров я выглядел учеником – Нурмухан Жантурин, Болот Бишеналиев… Жантурин вообще для меня был актерской глыбой. Сделав один дубль, Эльдор сказал: “Достаточно”. Я улетел на гастроли в Ташкент с театром, даже не надеясь на эту роль. И как-то руководитель гастролей вызывает меня и говорит: “Ты куда-то прошел”. Читаю телеграмму: “Утвержден на роль Исидо, съемки через месяц на Рижском вокзале”.

Ли очень волновался, ведь предстояло работать в окружении таких мастеров, как Олег Табаков, Олег Видов, Нонна Терентьева, Константин Григорьев, Асанали Ашимов. Но страхи оказались необоснованными – атмосфера на съемках “Транссибирского экспресса” была теплой и творческой.

Популярную сцену драки Ли с Григорьевым в вагоне актеры придумали сами.

– Должен был приехать постановщик боев из Ленинграда, но он задерживался на неделю, а Эльдору по срокам надо было снимать эту сцену, – поясняет Олег Сафронович. – Костя Григорьев спросил, как у меня со спортом. У меня был разряд по самбо, а у него – по боксу. Мы с ним подумали вечером и сочинили драку. На следующий день показали Эльдору, драка шла в купе, кроме нас двоих там был еще подвешенный к потолку оператор. Получилось здорово.

Корейцев играть не давали

“Транссибирский экспресс” доставил Олега Ли на нужную “станцию”. Он ежегодно снимался в нескольких картинах, поработал почти на всех союзных киностудиях и играл в Корейском театре. Одна из знаковых ролей, сыгранная на заре его карьеры, – в фильме Павла Чухрая “Люди в океане” (1980). За игру в нем казахстанец получил премию КГБ:

– Съемки фильма проходили на Черном море, на Сахалине и Курилах. Это одна из немногих ролей, где я был обыкновенным человеком. Я играл законопослушного китайского рыбака, который попал под политический обстрел.

Колоритная азиатская внешность позволяла актеру играть восточные типажи любых мастей, в его послужном списке китайцы, японцы, филиппинцы, малайцы… Корейцев же Ли играл всего пару раз. Об этом он много лет просил. Ему отвечали: мол, таких ролей нет. Один раз он был Василием Паком в сатирическом фильме “7:40” Одесской киностудии. Картину с участием Лии Ахеджаковой, Александра Демьяненко, Леонида Куравлева сразу закупили американцы, у нас ее даже не показали. Еще один фильм, где Ли был “самим собой”, – “Месть” режиссера Ермека Шинарбаева по сценарию Анатолия Кима. Олег Сафронович сыграл сразу трех персонажей: короля XVIII века, монаха XIX и учителя XX:

– С Ермеком мы были знакомы с “Транссибирского экспресса”. Он мне предложил роль короля, а потом, посовещавшись, мне дали попробоваться еще в двух других ролях. Сам фильм не пошел в Казахстане как некассовый. Я с этим фильмом был на международном фестивале в Египте. Сидел и переживал, как картину примут. У нас-то ее не признали. Но с первого кадра, где ползла огромная черепаха, зрители замирают – и так до конца фильма. Свет загорелся, все молчат. И вдруг – овации!

Театр – жизнь, кино – любовь

К середине 80-х Олег Ли стал работать режиссером в Корейском театре, и все же у публики он ассоциировался как киноактер:

– Как-то в Севастополе была встреча со зрителями, и одна девушка спросила: “Что для вас театр, а что – кино?”. Обычно спрашивают о детях, любовницах, и я тогда сказал ей: “Театр – моя жизнь, кино – моя любовь”. И до сих пор так считаю.

На вопрос о самом любимом персонаже в кино и театре Олег Сафронович отвечает:

– Единственная для меня дорогая роль в театре – это был дипломный спектакль, где я мог замахнуться на что угодно. Так, я сыграл Гамлета. В кино – Исидо из “Транссибирского экспресса”. Это – роль-любовь, с которой все началось. С теплотой вспоминаю Вана из “Людей в океане”. А как не любить три заветные роли в “Мести” или флибустьера из “Гангстеров в океане”? Если роль не полюбил, она не получится. Как с женщиной пообщаться можно по-разному, так же и с ролью в кино получается.

Стремительный творческий взлет в 80-х – когда в его списке значилось уже три десятка картин, сделал Ли популярной персоной.

– Как-то мне на всю семью дали путевку в круиз по Черному морю. Бывало, подходили люди и говорили: мы поклонники вашего таланта и тому подобное, займите три рубля... Или был случай: повел сына в зоопарк, захотел он мороженого, а там очередь невообразимая. Мы встали в очередь, и вдруг из ее начала выходит женщина: “Вы же актер Олег Ли? А что вы здесь стоите?!” Меня пропустили, было очень приятно.

Покой мне только снится

Олег Ли продолжает сниматься в кино и в наше время. Одна из последних его работ – в сериале “Богатство”(2003) Эльдора Уразбаева, где он предстал в образе солдата-перебежчика. В фильме “Шима” (2007) узбекского режиссера Баходыра Юлдашева Олег Ли появляется в форме японского коменданта-фанатика. Он также снялся в роли советника Галдана Цэрена в казахстанской эпопее “Кочевник”:

– На съемках “Кочевника” во время обеда один из режиссеров – Талгат Теменов встал и говорит: “Первое слово хочу предоставить нашему торё – Олегу Ли”. Так он наградил меня этим званием – старшина.

Сейчас Олег Ли улетел в Россию, чтобы принять участие в съемках режиссера Сергея Урсуляка, автора нашумевшего сериала “Ликвидация”. Фильм с рабочим названием “Исаев” рассказывает о временах Русско-японской войны. Снова и снова Олегу Ли пригождается опыт, полученный в армейские годы на флоте, на подводной лодке в Кронштадте.

– Мне прислали текст. Потом звонит второй режиссер, я ему говорю, что согласен, – рассказывает актер. – Меня подкупило, что мой герой генерал Мацухима – высокообразованный человек, прекрасно изъясняется на русском, отстаивает интересы своей родины с чувством достоинства. “Все правильно, – говорит второй режиссер, – только речь – на японском языке, и Урсуляк никого не хочет больше видеть”. А там три страницы… За полтора месяца до начала съемок я выучил их, послушал диск с японской речью. В общем, сейчас мне многое понятно.

Фильмография1972 – “Я – Тянь-Шань” ("Мосфильм")1977 – “Транссибирский экспресс” ("Казахфильм")1979 – “Последняя охота” ("Ленфильм")1980 – “Люди в океане” ("Мосфильм")1981 – “Право на выстрел” (к/с им. Горького)1982 – “Срочно. Секретно. Губчека” ("Мосфильм")1986 – “Бармен из “Золотого якоря” (к/с им. Горького)1986 – “Тайны мадам Вонг” ("Казахфильм")1989 – “Месть” ("Казахфильм")1991 – “Гангстеры в океане” (к/с им. Горького)1991 – “Затерянный в Сибири” ("Мосфильм", "Спектрум")2004 – “Кочевник” ("Казахфильм")2007 – “Шима” ("Узбекфильм")

Марина ХЕГАЙ, фото Ивана БЕСЕДИНА и из архива Олега ЛИ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи