Опубликовано: 10700

Душа степей в звуках домбры

Душа степей в звуках домбры

Курмангазы и его музыка давно превратились для нас, казахстанцев, в памятник, застывший в своем величии и недосягаемости. Неукротимая натура кюйши и его произведения – прежде всего история народа. Курмангазы прошел через тюрьмы, но сохранил стремление к свободе, и эта свобода осталась для потомков в его незабвенной музыке.

Но много ли мы знаем о жизни самого Курмангазы?

Как выяснилось, людей, которые по-настоящему хорошо знают его творчество и могут поделиться своими знаниями, не так много – не готовят нынче музыковедов. Основным источником материалов о Курмангазы являются исследования Ахмета ЖУБАНОВА, а его кюи дошли до нас благодаря его ученикам и труду Александра ЗАТАЕВИЧА.

Одним из экспертов, долго и серьезно изучающих наследие Курмангазы, является Сара КУЗЕМБАЙ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, которая вместе с коллективом авторов готовит к выходу книгу о великом композиторе казахского народа.

– XIX век можно считать Ренессансом национальной культуры. В этот период в Казахстане жила и творила целая плеяда народных талантов-самородков. Это выдающиеся кюйши, блистательные акыны, сал, сери. Эта эпоха оставила нам имена прославленных композиторов – профессионалов традиционного искусства – Мухита, Ахана-серэ, Биржан-сала, Абая, Мади, Ыбырая, Естая, Жаяу Мусы, Асета, Балуана Шолака и многих других ярчайших представителей народной духовности. Среди этого созвездия талантов имя Курмангазы Сагырбаева по праву занимает одно из центральных мест.

Одной из проблем в изучении биографии Курмангазы является дата его рождения. По одним источникам, это 1823 год, по другим – 1818 год...

В глухой степи в то время было немного грамотных людей, а те, которые были, занимались более серьезными вещами, чем регистрация новорожденных. Информация передавалась устно, сказывался кочевой и полукочевой образ жизни. Но один из главных и первых исследователей творчества Курмангазы академик Ахмет Жубанов установил эту дату, сопоставив факты жизни композитора, так и придерживаемся...

В книге Ахмета Жубанова “Курмангазы” приводятся свидетельства очевидцев, которые хоронили Курмангазы, о том, что он умер в 1879 году, на 73-м году жизни.

Среди других дат его рождения – 1806-й или 1818 год, а на могиле написаны даты – 1823–1896 гг.

Как пишет журналистка Айжан Хамит, родственница поэта Хамита Ергали, создавшего поэму “Курмангазы”, “в 1953 году в Академию наук Казахской ССР приходит письмо за подписью нескольких человек, которые присутствовали при погребении Курмангазы. В письме они написали, что Курмангазы Сагырбайулы родился в 1818 году и умер в середине 1899 года. Они утверждали, что знали сына Курмангазы Кази и внука Кубаша, описывали характер Курмангазы, его манеру одеваться и рассказывали, что в свои 80 он был сильным человеком и мог поднять гирю весом 10 пудов. Однако в 1998 году экспертная комиссия Института литературы и искусства им. Ауэзова при Академии наук окончательно установила, что Курмангазы родился в 1823 году, а умер в 1896 г. Такие даты и высечены на его могиле на сегодняшний день”.

“Домбристу сопутствует бедность”

Курмангазы родился в урочище Жидели Букеевской орды (ныне Жангалинский район Уральской области) в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности его проявились очень рано. С детства маленький Курмангазы мог без устали слушать песни и кюи местных и заезжих музыкантов. Услышанные мелодии он старался подобрать на своей маленькой домбре. Однако Сагырбай не одобрял увлечение сына, считая, что занятие музыкой не достойно мужчины. Он любил повторять пословицу: “Домбристу сопутствует бедность”.

Незаурядные музыкальные способности Курмангазы унаследовал от матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши. Мать поддерживала музыкальные занятия сына и всячески помогала ему. Однако из-за нужды он очень рано был вынужден идти в пастухи к баю. Единственной отрадой маленького Курмаша была его домбра, которую он брал с собой на пастбище, где изо дня в день совершенствовал свою технику игры.

Однажды аул, где жила семья Сагырбая, посетил знаменитый в то время домбрист Узак. Для Курмангазы выступление домбриста было настоящим праздником, он с упоением слушал игру Узака, стараясь запомнить все, что было для него новым. Заметив увлеченность ребенка, Узак согласился дать ему несколько уроков домбрового мастерства. Так знаменитый по всей Букеевской орде кюйши Узак становится первым профессиональным учителем Курмангазы. После огромное влияние на творческий рост народного композитора оказали знаменитые кюйши Букеевской орды – Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан, Шеркеше…

Воспеть степь в музыке

В 18 лет, став вполне зрелым музыкантом, Курмангазы решает покинуть родной аул для совершенствования исполнительского мастерства.

Разъезжая по аулам, Курмангазы встречается со многими певцами, инструменталистами, от них он перенимает песни и кюи, вступает с домбристами в творческое состязание – тартыс, обменивается опытом, оттачивает мастерство и обогащает репертуар. В своих выступлениях Курмангазы не только играет на домбре, но и рассказывает интересные истории, легенды, предания, поет песни. Постепенно его имя становится известным по всей округе, его повсюду приглашают.

– Курмангазы обобщил художественный опыт домбрового искусства в стиле токпе-кюй, добившись недосягаемых высот профессионализма и расширив тематику домбровой музыки, обновив ее язык, – говорит Сара Кузембай. – Он автор боле 60 кюев. Названия некоторых говорят сами за себя. “Кайран шешем”, “ Тюрмеден кашкан”, “Ксен ашкан” – они отражают его бурную, противоречивую судьбу. Героическому восстанию Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова посвящены его знаменитые кюи – “Жалын”, “Кішкентай”, “Көбік шашкан”. Вершиной творчества Курмангазы стал кюй “Сары-Арка”, наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи...

“Он мог бы быть звездой первой величины...”

Непримиримость Курмангазы, его постоянная критика властей была не по душе местным правителям. Они искали лишний повод, чтобы упрятать “смутьяна” в тюрьму. В 1857 году власти, обвинив в конокрадстве, заключают Курмангазы в тюрьму. Узнав о том, что его намереваются отправить в Сибирь, Курмангазы совершает побег.

Но его схватили и вновь поместили в тюрьму. На этот раз – в Оренбургскую, откуда убежать было почти невозможно. Предание гласит, что оттуда его освободил генерал-губернатор Перовский, которому очень нравилась игра Курмангазы.

После освобождения из тюрьмы музыкант много разъезжает по степи, встречается с знаменитыми представителями устно-поэтической и музыкальной культуры. О некоторых из таких встреч сохранились легенды и предания, например, рассказы о встрече Курмангазы с Даулеткереем, акыном Кашаганом, знаменитыми батырами Туремуратом, Нарынбаем и Утеном. Часто такие рассказы сопровождались кюями. Известна также встреча Курмангазы с писателем и этнографом Н. Савичевым, который оставил восторженный отзыв в газете “Уральские войсковые ведомости” (1868 г.): “Словом, Сагырбаев –  редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины”.

Свои последние годы Курмангазы проводит на берегу Каспия, в Астраханской области. Здесь его окружают друзья, ученики, среди которых были Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов, Дина Нурпеисова, ставшие впоследствии знаменитыми домбристами.

Один из его последователей, Махамбет Букейханов, сообщивший А. Затаевичу более 30 кюев Курмангазы, вспоминал:

– У Курмангазы была длинная борода, и перед игрой на домбре, чтобы она не мешала, он закидывал ее за плечи.

По свидетельству других, кюйши был крайне суровым человеком, музыки которого боялись баи, а народ уважал за острое слово и музыку, передающую самую суть его души.

Умер Курмангазы в 1896 году. На месте его могилы в 1959 году по инициативе академика А. Жубанова было воздвигнуто памятное сооружение. В наше время, когда собраны и опубликованы почти все кюи великого музыканта, сбылись слова Н. Савичева – Курмангазы стал звездою первой величины, известной не только в Казахстане, но и за рубежом. Его именем названы Алматинская государственная консерватория, оркестр казахских народных инструментов, улицы многих городов республики.

Музыка без границ

Жанас БЕКЕНТУРОВ, заслуженный артист Казахстана, дирижер Казахского государственного академического оркестра имени Курмангазы:

– Музыка Курмангазы и оркестр его имени – это визитная карточка Казахстана, благодаря которой во всем мире знают о казахах и их музыкальной культуре, их душе…С оркестром мы побывали во многих странах мира. Однажды были в Австрии: так вот зрители не воспринимали нас, пока мы не стали исполнять кюй Курмангазы “Сары-Арка”! Нужно ли говорить, что после концерта нам аплодировали стоя! Музыка Курмангазы без лишних слов, без границ и языковых препятствий рассказывает миру, кто мы такие. Если бы не было Курмангазы и его музыки, кто бы это мог сделать так же гениально быстро?

5 фактов

Осенью 1973 г. на музыкальной Трибуне стран Азии кюй Курмангазы “Сары-Арка”, как лучшее творение традиционной музыки, занял первое место и через ЮНЕСКО был рекомендован к передаче средствами музыкальных сетей по всему миру.

В 1862 году Курмангазы встретился с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга.

Умер в 1896 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России.

Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи “неуправляемым разбойником”.

В 1951 году в одном из селений Мангистау известный в этих краях композитор, кюйши и акын Мурат Оскембаулы исполнил Ахмету Жубанову и Хамиту Ергалиеву не известный доселе кюй Курмангазы “Бас Акжелен” и песню “Казижан”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи