Опубликовано: 3800

Жизнь на пепелище. На власти не надейся!

Жизнь на пепелище. На власти не надейся!

В ночь с 14 на 15 августа в доме по улице Щербакова, 6, в Турксибском районе Алматы случился пожар. Каркасно-камышитовый дом сгорел полностью, несколько семей, с детьми и стариками, остались без крова.Версий пожара две: поджог или загорание проводки. Но с этим разбираются следователи. Сейчас больше волнует другое: налицо неразрешимая социальная проблема, с которой сталкиваются власти каждый раз, когда люди теряют

жилье.

Спаслись чудом

Айжан РАИМОВА в ту ночь ночевала у мамы. Тревогу поднял ее брат, которого среди ночи разбудил телефонный звонок.

Включив свет, он увидел, что вся комната в дыму. “Загорелась дверь подъезда, оттуда перила и все остальное, – рассказывает Айжан. – Люди не смогли выйти в дверь – лестница была в огне. Поэтому прыгали в окна.Те, кто успел выскочить на улицу, растянули простыню, чтобы ловить детей и тех, кто полегче, со второго этажа...”.

Нашлось место и самоотверженному поступку: сосед Ардак ЕСЕНОВ помог выбраться из огня троим из семьи Айжан: ее сыну Санжару, маме и брату.

Огонь унес не только вещи

Хоть и говорят, что один переезд равен двум пожарам, жители сгоревшего дома рады бы испытать переезд на новое место, да некуда. В предложенные акимом Турксибского района гостиницы, неподалеку от пожарища, они переселяться отказались: боятся, что уцелевшие в огне вещи могут унести мародеры. Хотя акимат обязал полицейских днем и ночью охранять территорию.

Тем временем погорельцы разместились на улице в двух палатках, которые условно поделены на мужскую и женскую. В той, что побольше, спят женщины и дети, в маленькой – мужчины.

Под навесом – импровизированная кухня, где за большим столом теперь собираются все соседи. Здесь же пишут заявления на получение акта о пожаре. У многих документы были безвозвратно испорчены огнем или водой из гидрантов. Пенсионерка Сайранбуби ЕСЕНОВА показывает нам то, что осталось от ее паспорта и пенсионного удостоверения, – обгоревшие ошметки. Она и 74-летний брат, слепой и глухой, жили на первом этаже – в том подъезде, где начался пожар. Старик лежит в одной из палаток:

– Он до сих пор не понял, что был пожар, что мы лишились крова, – удрученно произносит старушка.

У Сайранбуби в этом же доме живет племянница с грудным ребенком. Всего погорельцев 16 семей – 53 человека, включая малолетних детей и стариков. Сразу же после несчастья они организовали комитет из числа активных жильцов, чтобы контактировать с властями и другими общественными организациями, которые пытаются хоть как-то помочь им.

Гульжан БАЙЖАНОВА, активистка домового комитета, пока мы общаемся, то и дело отвлекается на телефонные звонки – звонят не только из Алматы, но и из других городов Казахстана:

Сейчас звонили из Астаны, хотят передать нам одежду, до этого сообщили, что передали нам помощь из Шымкента и Тараза. Люди узнают о нашей беде из Интернета и беспрерывно звонят, некоторые, узнав адрес, приезжают сами, привозят еду, одежду. Нам помогают и близлежащие кафе, соседи, родственники, которые приносят уже готовую горячую еду. Самим нам готовить не на чем.

Уже неделя, как дети и взрослые не мылись: импровизированный умывальник во дворе и туалеты жильцов, размещенные на улице, – вот и все удобства. Люди просто меняют приносимую одежду, а грязную складывают до лучших времен.

Жанна НУРЫПБАЕВА живет с мамой, инвалидом II группы, у которой онкозаболевание.

– Мы лишились всего, что у нас было, испортились документы, их восстановление займет не один день. А маме предстоит еще курс химиотерапии, мне пора выходить на работу. Как мы будем жить, не представляю

Среди погорельцев немало детей – есть груднички, школьники. Как они пойдут в школу – ведь сгорели форма и тетрадки с ручками…

Денег дадим. Жилье – нет

Сейчас жильцы сгоревшего дома ждут документы о пожаре – они станут отправной точкой всей их новой жизни. Комиссия должна выяснить, что стало причиной пожара: поджог или загорание проводки.

Мы созвонились с руководителем отдела занятости и социальных программ Турксибского района Карлыгаш ТОЛЫСБАЕВОЙ. По ее словам, жильцы сгоревшего дома после предоставления всех документов – удостоверения личности, адресной справки и акта о пожаре – смогут получить денежную помощь – до 100 МРП, то есть до 185 200 тенге. Размер выплат будет зависеть от степени нанесенного ущерба.

– Что касается жилья, то это решает не районный акимат, а жилищная комиссия. Всем жителям аким района Владимир УСТЮГОВ предлагал переселиться в гостиницы. Сказал: сколько нужно будет, столько и будете жить. Но многие не пошли. По программе ветхого жилья в нашем районе будет сноситься 314 домов, однако этот дом в список не входил. Поэтому речь о его сносе и предоставлении нового жилья пока не идет. Им самим придется изыскивать какие-то возможности.

Пока власти раздумывают, на пепелище зачастили адепты религиозных объединений. Представитель церкви “ Новая жизнь”, например, предлагал помочь с более комфортными палатками:

– Ваш вопрос в один день не решится, так что надежная палатка вам не помешает, – резюмирует мужчина.

Рассчитывать не на что

“КАРАВАН” не раз писал о проблемах погорельцев в разных городах Казахстана. Из года в год огонь оставляет без крова десятки людей в Алматы. Их проблемы никто не решает.

Семь лет назад, 28 сентября 2007 года, несчастье приключилось в том же Турксибском районе: огонь уничтожил двухэтажный каркасно-камышитовый дом. Тогда людям пришлось жить в палатках до наступления холодов. Лишь одной семье была выделена квартира из жилищного фонда.

В сентябре 2011 года “КАРАВАН” писал о пенсионерах с улицы Ачинской, дом которых сгорел. Районный акимат тогда выделил помощь – 100 тысяч тенге. Но что купишь на эти деньги?

Еще тогда мы интересовались у наших депутатов маслихата и у городского акимата: почему не поднимается вопрос о создании в городе фонда помощи погорельцам? Почему из года в год не решается и вопрос с расселением семей, оставшихся без жилья? Почему не предусматривается возможность для создания запаса резервного жилья? Но ответа нет до сих пор.

На что имеют право погорельцы

Юрист Михаил КЛЕНЧИН разъяснил, на что могут рассчитывать люди при пожаре и других чрезвычайных ситуациях:

– Пожар – это чрезвычайная ситуация техногенного характера. Статья 58 Закона РК “О гражданской защите” гласит, что построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, в порядке, определяемом правительством РК. Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания. В соответствии с подпунктом 8) статьи 68 Закона РК “О жилищных отношениях”, лица, лишившиеся жилища в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера, относятся к социально уязвимым слоям населения. Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 67 вышеназванного закона, жилища из коммунального жилищного фонда предоставляются в пользование нуждающимся социально уязвимым слоям населения, имеющим совокупный среднемесячный доход за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилища на каждого члена семьи ниже 3,1-кратного размера прожиточного минимума. Прожиточный минимум установлен Законом РК “О республиканском бюджете на 2013 – 2015 годы” в размере 19 966 тенге. Таким образом, если за последний год доход семьи составил менее 61 894 тенге в месяц, то члены таких семей имеют право на предоставление бесплатного жилища в пользование, с последующим правом приватизации.

Также, согласно решению внеочередной ХХІ сессии маслихата города Алматы V созыва от 28 ноября 2013 года № 183 “Об установлении размеров социальной помощи и определении перечня отдельных категорий нуждающихся граждан”, социальная помощь гражданам, пострадавшим вследствие пожара или стихийного бедствия, предоставляется в виде денежных выплат в размере до 100 (ста) месячных расчетных показателей на семью при утрате, порче, нанесении значительного ущерба жилью.

Алматы


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи