Опубликовано: 8700

Цирковой борец из Семипалатинска Василий ЯРКОВ. Поддубного - на лопатки!

Цирковой борец из Семипалатинска Василий ЯРКОВ. Поддубного - на лопатки!

– Теперь таких могучих людей нет. Не стало его – закончилась легендарная эпоха цирковых борцов, – ветеран тяжелой атлетики из Усть-Каменогорска Виктор ПОДРЕЗОВ показывает старый снимок: брутальный колосс смотрит спокойно, с достоинством. Таким остался в истории образ семипалатинца Василия ЯРКОВА – человека былинной силы и души.Железные “пилюли”

Виктор Подрезов – автор пяти книг и почти полутора сотен публикаций по истории силовых видов спорта в Восточном Казахстане. Сама судьба Виктора Федоровича – крутой сюжет: в 40 лет он, плавильщик свинцово-цинкового комбината, увлекся тяжелой атлетикой и 20 лет удерживал первенство в регионе по силовому троеборью. А на свое 60-летие Подрезов продемонстрировал “мост Самсона” – трюк, который сами тяжелоатлеты называют смертельным. Ветеран, опираясь плечами и ступнями на скамьи, держит на груди человека весом не меньше 80 килограммов, а в руках – по 24-килограммовой гире. В ответ на удивление публики Подрезов приводит слова основателя первого в царской России кружка тяжелой атлетики доктора Краевского: “Лучшее средство улучшить генофонд нации – принимать железные “пилюли”.

– Я это и плавильщикам говорил, – говорит ветеран. – Хотя они железом по горло сыты, за смену так ломом и кувалдой намахаются! Металлурги – народ крепкий, жилистый, на своем рабочем месте делают такое, что диву даешься, но даже им спорт необходим.

В Восточном Казахстане публика “заболела” цирковой борьбой на волне фантастической ее популярности в начале XX века. Силачи всегда были в почете у народа – дров наколоть, лед разбить, снег расчистить, воды принести побольше, мешки загрузить…

Сейчас измеряют спортивные рекорды: один быстрее бегает, другой выше прыгает, – заметил Подрезов. – Но в довоенное время люди в целом были намного крепче и энергичнее. Был накоплен генофонд. В броской праздничной форме шла пропаганда спорта, воспевалась красота тела.

В Восточно-Казахстанском краеведческом музее сохранились довоенные афиши силача Щербакова – 20-летний парень показывал номера с гирями. После войны в Усть-Каменогорске стадионы собирал гастролер Дмитрий Бедило – рвал цепи, ломал подковы. Но самый яркий след оставил Василий Ярков – семипалатинский атлет огромной мощи. Под два метра ростом, косая сажень в плечах, гора мускулов – в 23 года он сотворил сенсацию: уложил на лопатки легендарного Ивана Поддубного!

Чтоб Окуджава знал

– В прошлом году было столетие казахстанской борьбы, но дата прошла незаметно, – рассказал летописец восточноказахстанского атлетизма. – В 1913 году в Семипалатинске основали школу борьбы, к сожалению, ее создатели Голубев и Басаргин сегодня забыты. Как забыто в Семее и имя Яркова.

О Василии Яркове складывали легенды, в войну его отказались взять на фронт – решили, что такой атлет нужен живым. Его выступления работали лучше любой пропаганды, вызывали чувство гордости, патриотизма. После войны атлет собирал толпы зрителей:

– Был фирменный трюк, его выполнял только Василий. В городе, где шли гастроли, он покупал на базаре огромный арбуз и шагал с ним к цирку. Как он нес арбуз? Не прижимал к себе, а обхватывал сверху пальцами – как мячик. По пути за Ярковым собиралась толпа. Многие пробовали повторить, но не могли.

Невероятную силищу, по мнению Подрезова, атлету дал постоянный физический труд с детства. С семи лет он помогал отцу в большом крестьянском хозяйстве. Когда семью раскулачили, вместе с родителями добрался до Семипалатинска, жил в землянке, работал грузчиком. Однажды его заметил администратор цирка:

– Был борец по прозвищу Циклоп – гора мышц, как писали газеты, мог пять фунтов бифштекса умять. Ярков бросил его на первой же минуте.

Всеобщий восторг вызывал трюк со стальной балкой. Василий клал на плечи отрезок железнодорожной рельсы весом 295 килограммов, на которой повисали по тридцать-сорок человек! Мог заплести косичкой гвозди, устроить жонглирование гирями:

– Но запомнился он прежде всего как борец. В доме Ярковых я видел главную спортивную газету СССР “Советский спорт” за 1949 год. Вверху шапка: “Василий Ярков за 10 минут победил пятерых борцов”. А сбоку в этом же номере заметка под заголовком “Весенний кросс в честь товарища Берии”.

В семье легендарного борца Подрезову рассказали случай, происшедший уже в брежневское время. Знаменитый литератор Булат ОКУДЖАВА описал историю, когда подростком пришел в цирк к знаменитым борцам в надежде найти у них защиту. Он изобразил атлетов разгульной компанией, в которой якобы был и Ярков:

– Сын его рассказал, что, когда отец прочитал роман, был в гневе. Он вообще не пил алкоголь, соблюдал железный режим. Позже на гастролях он “объяснился” с Окуджавой. Поднял на метр от пола и сказал: мол, сам не пью и другим не советую.

Забытая слава

К сожалению, лично пообщаться с легендарным силачом Подрезову не удалось. Свои книги он написал по итогам встреч с его родными, друзьями, знакомыми. Непросто далось разрешение поработать с семейными фотографиями. Дело в том, что большая часть фотоархива Яркова оказалась присвоена самым бессовестным образом:

В 1978 году в Семипалатинск приехала группа “Казахфильма” для съемок документальной ленты о силаче Хаджимукане. Ярков лично его знал, дружил с ним. Гости приехали на дачу к Василию Георгиевичу. Там он сказал знаменитые слова, что Хаджимукан не знал страха ни перед одним соперником, любил родную землю, был верен узам товарищества. После съемки режиссер с оператором выпросили фотоархив, мол, чтобы поработать в студии. А там масса снимков Яркова с Поддубным, они семь лет в одном чемпионате отработали. Ярков в память о друге Хаджимукане согласился дать снимки. Никто их не вернул. Атлет обращался на киностудию – бесполезно. И был сильно раздосадован: фотоархив был для него бесценной памятью.

В своей книге “Восток – поэзия силы” Виктор Подрезов приводит титул, которым в течение 30 лет представляли Яркова на турнирах – непобедимый колосс Сибири:

– История цирковой борьбы немыслима без Яркова. В энциклопедии он фигурирует как один из ведущих цирковых борцов 30-х, 40-х и 50-х годов.

В свое время по заказу Семипалатинского обкома партии разработали эскиз скульптурной композиции, где были запечатлены образы цирковых богатырей-семипалатинцев – Василия Яркова и Феофана Лавренова. Подрезов с горечью написал, что уже заливался фундамент для памятника, когда скоропостижно скончался скульптор, затем на другое место работы вдруг перевели главу обкома. Памятник так и остался в замыслах:

– Ярков забыт даже в родном городе, который прославлял громкими победами и рекордами. Нужно помнить героев прошлого, чтобы на их примере воспитывать будущих храбрецов и батыров.


Усть-Каменогорск



Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи