Опубликовано: 4500

Cпасибо деду за Победу!

Cпасибо деду за Победу!

Они – молодые, творческие и счастливые. И знают, кому благодарны за жизнь и мир на земле. Представители казахстанского искусства вспоминают о своих дедушках и бабушках, хлебнувших все тяготы и страдания Великой Отечественной войны.Низкий поклон

– День Победы – великий праздник! И для нашей семьи это особый день! – с гордостью говорит известный в Казахстане кавээнщик Малик ХАСЕНОВ.

– Мой дед, Магрупп Исабеков, в 1939 году был призван в армию для прохождения службы на границе с Литвой, – рассказывает Малик. – 22 июня 1941 года одним из первых встретил войну. У них не было боеприпасов, продуктов, артиллерии. Поэтому через некоторое время они были взяты в плен.

За четыре года мой дед побывал в четырех концлагерях – это Шяуляй, Гросс-Розен, Дора, Берген-Бельзен. Совместно с другом – сослуживцем Константином Емельяновым из Москвы – совершил пять побегов, но все они заканчивались неудачно. Когда в концлагере Берген-Бельзен их за побег приговорили к голодной смерти, в город вошли союзные войска. Дедушка написал книгу “Война глазами солдата”, где описывал свой путь и злоключения. Так как он был в плену, ему отказывали в издании книги.

На 20-летнюю годовщину его смерти, в 2011 году, мы, его семья, выпустили книгу для друзей семьи и близких. Поэтому я так подробно знаю его историю! Когда читаешь книгу, просто волосы встают дыбом. Я поневоле думаю, что пережить четыре концлагеря и остаться в живых невозможно без помощи свыше.

Такие книги и фильмы необходимо читать и смотреть, чтобы все последующие поколения помнили, к чему приводят возвеличивание одной нации над другими и межнациональная рознь. Наши деды и прадеды боролись с фашизмом не для того, чтобы мы повторили этот ужас. Поздравляю всех ветеранов Великой Отечественной войны с этим праздником и желаю вам здоровья! Низкий вам поклон.

Уроки деда

– Мой дедушка Кайрулла Абдуллин в 20 лет ушел в армию в 1939 году, его направили служить в Прибалтику, – вспоминает певец Нурболат АБДУЛЛИН.

– Спустя год его перевели служить в Лиепаю, – говорит Нурболат. – А еще через год началась Великая Отечественная война. Дедушка был минометчиком. Освобождал Варшаву, Кёнигсберг, Берлин. Еще он был участником Курской битвы. Осколок повредил ему голову. К счастью, рана оказалась несмертельной. Дедушка получил много орденов. Лично Сталин вручал ему благодарственные грамоты. В 1946 году Кайрулла-ата вернулся на родину, в Казахстан, радовался, что все невзгоды и мучения остались позади. И категорически отказывался говорить о временах войны. Ему было очень больно вспоминать о пролитой крови, товарищах, умиравших на глазах...

Я очень хорошо помню своего деда. Когда мне было 7–8 лет, он обнимал меня, целовал в лоб и говорил: “Сынок, никогда не предавай свою родину, люби свою землю”. Я очень горжусь тем, что мой дед внес свою лепту, свой вклад в будущие поколения – то есть в нас. Как жаль, что с каждым годом ветеранов все меньше и меньше. Но память об их подвигах, их имена навсегда останутся в истории, в наших сердцах! Дай Бог всем здоровья, пусть на земле царят мир и покой.

Cветлые воспоминания

Двоюродные сестры из группы Lila Найля ЗАИТОВА и Инкара ЕРЛАН помнят своего общего дедушку – солдата Великой Отечественной.

– Наш родной с Инкарой дедушка – Алашбек Хасенов, отец наших мам, в армии с 1941 года, он дошел до Кёнигсберга, – рассказывает Найля. – Умер в 1995 году. Помним, как он прятал для нас конфетки под подушкой. Всегда был крупным и сильным, большими руками тянулся к моему носу со словами “Найлюшка-татарушка” и всё не мог схватиться...

 – Дедушка дом построил своими руками, – вспоминает Инкара. – А вокруг высадил фруктовые деревья. Всегда был занят каким-нибудь делом. У него была комната с инструментами, всякими непонятными установками. Он ее всегда закрывал на ключ. Видимо, от нас, маленьких и шкодливых внучат. В нашей большой семье соединилась казахская и татарская кровь. Дедушку мы называли аташка, бабушку – анишка. Они были всегда неразлучны. В честь этого аташка посадил две сосны возле дома. Когда его не стало, одна сосна высохла и погибла. А вторая продолжает расти!

Помнят девочки и о других своих родственниках, их жизнь прервала война:

– Дядя наших мам Иосиф Хакимов в 1939 году служил на Дальнем Востоке офицером-политруком. Воевал на озере Хасан, демобилизовался и приехал домой. В 1941-м снова был призван. Служил в Сталинграде, последнее его письмо пришло из города Моздока в сентябре 1942 года. Потом пропал без вести. Сестра нашей бабули Галия Хакимова досрочно окончила мединститут и в 21 год добровольцем пошла на фронт. Служила в Украине в санитарном поезде врачом в звании капитана. Погибла в июне 1944-го, в 23 года, при спасении тонувшего офицера в реке Конка – так было написано в извещении. Похоронена в селе Белиловка Житомирской области. Школьники села ухаживали за ее могилой.

Безжалостный фронт

– Оба моих дедушки воевали во время Великой Отечественной войны, но только один из них смог меня понянчить, – рассказывает Жанар СУЛЕЙМАНОВА, солистка Государственной филармонии имени Жамбыла.

– Один мой дедушка, Султан Шайкемелев, погиб в Украине, при штурме Днепра, – рассказывает Жанар. – Его командир писал о селе Матрёновка, но мы его не нашли. Где похоронен дедушка, мы не знаем. Когда в советское время велся поиск, его могилу никто не нашел. Думаю, он был где-то наспех похоронен. Видимо, был просто могильный холмик, а со временем всё исчезло.

– Кем был ваш дедушка?

– Он был внуком султана, Альмухамеда Сейдалина, члена Русского географического общества, и потомком тархана Жаныбека, это что-то вроде князя-фельдмаршала. Родился в 1912 году. Из-за своего происхождения дедушка имел большие проблемы. Чтобы получить высшее образование, уехал в Ташкент. Там же стал работать. Затем его позвали в Алма-Ату. До войны он был главным бухгалтером Министерства лесного хозяйства.

– Как он попал на фронт?

– Он просился на фронт. В 1943 году его призвали, и вскоре он погиб. У него остались жена и трое детей, в том числе  моя мама.

– Расскажите о своем втором дедушке.

– Папин отец Тулебай Сулейманов в молодости укрощал диких лошадей и убивал волка дубинкой. Когда стали призывать уже тех, кому было далеко за сорок, пошел на фронт, несмотря на проблемы с сердцем. Прошагал от Курска до Восточной Пруссии, как он говорил. Незадолго до конца войны был сильно ранен при взятии Кёнигсберга (Калининград). Его спасла козья жилетка, в которой застрял осколок снаряда. На войне дед был связистом. Сильно повредил зрение. Дедушка понянчил меня немного. Он уже ослеп к тому времени. Любил в хорошую погоду посидеть в коляске во дворе. Его могила – на мусульманском кладбище Кенсай в Алматы. Он был верующим человеком, несмотря на советское время.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи