Опубликовано: 3300

Шпаргалка из XVIII века

Шпаргалка из XVIII века

Книгой с сюрпризом оказалось старинное издание, которое хранится в библиотеке мужского монастыря в Усть-Каменогорске. Среди ветхих страниц затерялась… шпаргалка, написанная еще гусиным пером.Хрупкий листочек обнаружил отец Вячеслав – руководитель молодежного отдела Усть-Каменогорской епархии. На открытии выставки православной книги он решил показать самый почтенный по возрасту том с переплетом из дерева – “Слово и

житии святого и праведного отца нашего Ефрема Сирина”. Первые страницы, где, как правило, указаны место и дата издания, утрачены. Священнослужители относят его к концу XVIII века.

Батюшка принялся перебирать темные ветхие страницы с записями чернилами на полях: “Слово” не просто читали – вчитывались. И вдруг книга сама открылась на месте, где был вложен листочек. Небольшой, исписанный с обеих сторон чернилами:

– Написано гусиным пером. Это начало известной молитвы, которую могли сделать для урока закона Божьего. Наверное, какой-то ученик приготовил шпаргалку.

Словом, школа с годами может измениться, а детские уловки во все времена одинаковы.

Для особых случаев

Самый видный экземпляр выставки – Евангелие, изданное в 1875 году. Почти 140 лет назад! Оно переплетено в цветной сафьян, украшено эмалевыми миниатюрами с изображениями Христа и четырех евангелистов. На нижней стороне – металлические ножки-жуковины, защищающие от трения. Причем книга до сих пор используется во время богослужений.

– Такое массивное Евангелие предназначалось для больших соборов, – говорит батюшка. – Для придания службе особой торжественности. Сейчас используем его в особо памятные дни.

Другой приметный экземп­ляр – Кормчая книга 1910 года издания. Это своего рода свод законов на все случаи жизни. Один из канонов, например, предписывал вернуть хозяину живого осла, если животное погибло в руках арендатора. В другом велено казнить человека, уличенного в работорговле… Самое любопытное, эти правила, разработанные еще в первых веках нашей эры, никто не отменял. Они по-прежнему являются руководством для церкви, хотя, как признался отец Вячеслав, во многом утратили актуальность.

– У Кормчей книги отдельная история, – рассказала пресс-секретарь епархии Марина КОЛОСОВА. – Ее передал нашему храму усть-каменогорский предприниматель Павел Тетерин. В дарственной надписи сказано, что книга – семейная реликвия. Возможно, корни этого человека – из семьи священника. Ведь такие издания хранятся только в церквях.

Тайное и явное

В годы советской власти религиозная литература, мягко говоря, не приветствовалась. Верующие прибегали к всевозможным уловкам: занимались самиздатом, маскировали книги. Одна семья спрятала Библию в переплет от учебника по обществоведению. Другая хранила тексты молитв, поучения святых отцов, церковные календари в виде фотокарточек.

– Нам передали подшивку журнала “Русский инок”, который с 1910 года издавался в Киево-Почаевской лавре, – говорит пресс-секретарь епархии. – Во главе журнала стоял архиепископ Виталий Максименко. После революции он эмигрировал в США. Люди хранили “Инока”, переплетали. Похожим был “Троицкий листок”, выходивший в течение 25 лет до революции. Всего было 1,5 тысячи выпусков общим тиражом свыше 200 миллионов экземпляров. Это говорит о том, что такое чтение было востребовано в обществе.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи