Опубликовано: 14500

О чести и достоинстве лучше помолчать?

О чести и достоинстве лучше помолчать?

Ни одна из недавно одобренных мажилисменами поправок в Уголовный кодекс РК не вызвала в обществе такой бурной реакции, как ужесточение наказания за клевету и оскорбление – до трех лет лишения свободы.

Скажу сразу, честно старался понять обоснование введения такого жесткого, если не сказать жестокого, наказания, но сколько ни изучал мнения его сторонников, выяснить главную причину этого решения так и не смог.

По словам сторонников усиления ответственности, они всего лишь хотят защитить честь и достоинство всех граждан.

Первый заместитель генерального прокурора Республики Казахстан Иоган МЕРКЕЛЬ сказал, что вопрос о переводе понятия “клевета” из категории уголовно наказуемых деяний в категорию уголовных проступков обсуждался достаточно долго. По этому поводу рабочая группа проводила серьезный анализ мировой практики.

Я должен вам доложить, что 27 стран ЕС имеют у себя такую ответственность, в том числе там предусматривается и лишение свободы. Мне сейчас говорят, что у них практика такая, что не назначают наказание. Извините, у нас практика такая же. Если посмотреть за прошлый год, больше тысячи было рассмотрено таких дел, но они были между гражданами. А то, что касается диффамации в отношении журналистов, всего три таких факта было, ни в одном случае лишения свободы не было назначено, – сказал Иоган Меркель.

Мудреное слово “диффамация” в переводе с латинского языка означает “разглашение” и понимается как распространение сведений, которые хоть и порочат репутацию человека, но клеветнического характера могут и не иметь.

Меня, как журналиста, интересует не общее число гражданских исков, которых, по словам Иогана Меркеля, в прошлом году было больше тысячи, а количество уголовных дел, возбужденных за публикации и видеосюжеты СМИ.

Может, ответственность хотят ужесточить из-за того, что журналисты, образно выражаясь, перегнули палку и их начали сажать пачками?

Но вроде нет: по данным правозащитных организаций, за последние 11 лет – с 2001 по 2012 год – в Казахстане за клевету и оскорбление было возбуждено всего 65 уголовных дел, в 16 случаях виновными были признаны журналисты, и трое из них отправились за решетку. Тут возникает вопрос: настолько ли серьезно они провинились перед обществом, что нельзя было подвергнуть их наказанию, не связанному с лишением свободы?И если сам первый заместитель генерального прокурора говорит, что у нас, как и в странах Евросоюза, лишения свободы в большинстве случаев не назначают, то зачем, спрашивается, вносить в закон эту поправку? Возможно, ответ кроется во фразе, высказанной Иоганом Меркелем. Цитирую: “Мы считаем, что оставление этих двух составов (оскорбление и клевета. – Прим. ред.) не в качестве уголовного проступка, а в качестве уголовного преступления имеет серьезный профилактический эффект”.

Но у этой медали имеется и обратная сторона.

Журналисты, долгое время проработавшие в сфере криминальных расследований, прекрасно осознают, что вольно или невольно нажили себе множество недоброжелателей. Не раз их статьи являлись поводом сначала для проверки, а потом и для возбуждения уголовного дела, например, по фактам коррупции или превышения власти. И фигуранты этих дел, конечно, не преминут воспользоваться возможностями, которые им новые поправки в УК предоставят. Мол, да, посадили меня за взятку – отрицать не могу. Но за то, что этот факт попал в газету, – посажу и журналиста!

Согласитесь, не так уж редко у нас судьи весьма вольно трактуют статьи закона. По моему мнению, если уж их принимать, то необходимо предельно точно и четко очертить понятия “клевета” и “оскорбление”.

Следует учесть, что у нас немало “хронически оскорбленных граждан”, которым кажется, будто все вокруг так и норовят их обидеть!

Допустим, написал журналист, что детских садов где-то не хватает, а местный аким тут же возмутится – оклеветал он меня, опорочил мою честь! В тюрьму его на три года!

Написал журналист, что дорога вся в ямах? Овес нынче дорог? Опять за решетку!

Конечно, разоблачительных материалов в газетах и на телеэкранах при таком подходе не станет вовсе, жанр журналистского расследования исчезнет. Но кому, кроме расхитителей и взяточников, станет от этого легче?

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи