Опубликовано: 6600

История Уральска: за бабушку Гугниху

История Уральска: за бабушку Гугниху

Почему в Уральске можно не использовать понятие “национальность”? Какому толерантному тосту здесь научили писателя Михаила Шолохова? Кто такая Рапунцель по-уральски? Ответы на эти вопросы дала недавняя конференция “Татары-казаки”.Нечего делить

Уральск – один из старейших городов Казахстана. И изучение истории родного края стало своего рода неизменным хобби уральцев. Музей Габдуллы Тукая при поддержке музеев Емельяна Пугачева и “Старый Уральскъ” провел конференцию “Татары-казаки”. Ее участники собрали материалы, которые ранее были неизвестны.

 – Молодежь привыкла думать, что в Уральском казачьем войске служили исключительно казаки, – говорит директор музея Тукая Марат БАГАУТДИНОВ. – Это не так. Наравне с ними в военных походах участвовали татары, башкиры и калмыки.

Когда мусульмане вступали в ряды казачьих войск, от них не требовали менять веру. На Яике, как называли Урал, была традиция, которой нет у других казаков: крестить лишь завоеванные народы. Тот, кто приехал в Уральск, мог самостоятельно выбирать религию. Здесь возвели две мечети. А офицерские чины получали независимо от национальности. Так и сейчас подъесаулом уральского казачества является Максут УТЕПОВ.

– Недавно нам стала доступна книга переписи населения за 1723 год, – говорит Максут Утепов. – Изучив ее, мы поняли: народам, населявшим Уральск издавна, нечего делить. Даже понятие “национальность” здесь спорное. На Яике национальность давалась в зависимости от воинского отделения: служишь среди христиан – значит, казак или русский, среди мусульман – значит татарин. А с начала 1700-х в казачьих частях служили еще и калмыки, их записывали и как казахов, и как татар, и даже как халимаков. Словом, по крови людей в этом городе не разделяли никогда – скорее, даже наоборот.

Праматерь казаков

Уральское казачество имеет тюркское происхождение, говорят историки. В казачьем словаре больше тысячи слов-тюркизмов. Сами казаки признают: основание города тесно связано с Востоком.

По преданию, 400 лет назад молодой казак влюбился в татарскую девушку Айсылу и женился на ней. Молодым особо никто не был рад: для родни мужа молодая сноха была чужачкой, для своей – почти предателем. Девушка стойко, невозмутимо переносила все нападки. Но вскоре стало не до сплетен – после неудачного похода в слободе воцарился голод. Но Айсылу, часто сидевшая на берегу Яика, заметила там крупную рыбу. Рыболовных снастей у нее не было. Девушка отрезала свои косы, сплела из них сеть. А наутро принесла в слободу пойманных осетров. Даже появился тост: “Поднимем тост за бабушку Гугниху (так называли Айсылу в старости) – праматерь всех уральских казаков!”. Под него любил поднимать чарку Михаил Шолохов.

– Еще в 1630-х годах люди на Яике говорили: дети, рожденные от родителей разных национальностей, – это уникальный замес, – отметил писатель Александр ЯЛФИМОВ. – Они перенимают и чувство свободы, присущее казахской степи, и казачью удаль, и находчивость, отличающую татар. Легенда о Гугнихе полностью отражает характер уральских девушек – если в европейских сказаниях барышня ждет спасения, наша спасает себя сама. И другим помогает.

Сила – в многообразии

По мнению Максута Утепова, именно умение жить в ладу сделало Уральск таким многонациональным и разнообразным в архитектурном плане:

– Расположение города было удобным с экономической точки зрения. Поэтому люди, жившие здесь, не тратили времени на конфликты, а развивали торговлю и старались уважать национальные отличия. В Уральске было четыре медресе, школы с несколькими языками обучения. Сюда приезжала учиться молодежь из Самары, Оренбурга, Астрахани и даже Казани. Здесь выходили популярные тюркоязычные газеты и создавались театры. Например, актриса Галия Кайбицкая стала известна на весь Советский Союз.

Материалы на конференцию и прислали ученые из Москвы и Санкт-Петербурга. По их мнению, ни в одном другом городе Казахстана межнациональные отношения не установились так давно, как здесь. А уральский казачий отряд был единственным в царской России, где представителей других национальностей награждали орденами как воинов, “придающих казачеству ореол славы, чести и душевной чистоты”.

Данара КУРМАНОВА, Уральск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи