Опубликовано: 6200

Реальная виртуальность

Реальная виртуальность

Интернет уже столь прочно вошел в нашу жизнь, что общение в социальных сетях часто заменяет реальные встречи, а поиск нужной информации свелся к нескольким запросам в поисковых системах. Хорошо это или плохо?Недавно прошедший в Алматы большой интернет-форум BIF-2013 собрал известных специалистов в области Интернета – как казахстанских, так и зарубежных, –

которые обсуждали самые различные вопросы жизни в Сети.

Мы встретились с экспертами из Mail.ru Group и поговорили с ними о том, что ищут в Интернете пользователи, как обезопасить детей и каким образом будут меняться социальные сети в будущем.

Жизнь с “Одноклассниками”

Менеджер по коммуникациям социальной сети “Одноклассники” Алена СТЕПАНОВА очень обижается, когда кто-то говорит о том, что эта социальная сеть менее популярна, нежели другие:

– Наша ежедневная аудитория – 42 миллиона активных пользователей! Ядро аудитории – люди от 24 до 35 лет, очень активные и продвинутые, они общаются, смотрят видео, слушают музыку. Кроме того, мы очень дорожим теми людьми, которые уже когда-то нашли друг друга, и теперь главное – создавать для них новые сервисы.

– Что нового предлагает пользователям ваш сайт?

– Когда мы только открылись, все, кто когда-то учился вместе, дружил в детстве, искали друг друга. Теперь все вроде нашлись, и сегодня “Одноклассники” – это прежде всего развлекательная платформа. В отличие от других площадок мы можем сегодня предложить совершенно новое “изобретение” – радио.

Например, вы слушаете музыку в определенном жанре, система анализирует ваши жанровые предпочтения и предлагает вам в потоковом режиме послушать и другие композиции в этом жанре. В мире много интересной музыки, и это радио развивает ваш музыкальный кругозор. Причем совершенно бесплатно.

Еще одно новшество, интересное для пользователей казахстанского сегмента: год назад мы запустили версию сайта на казахском языке, постарались локализовать весь контент, у нас есть аккаунты звезд с официальным статусом, появились локальные праздники, сервис “Города”, где собираются новости того или иного города…

– Какова аудитория “Одноклассников”?

– Ядро аудитории – 24–35 лет. Они активны, хорошо разбираются в Интернете. Есть миф, что у нас взрослая аудитория. Но это не совсем так. Хотя для нас важно и то, чтобы наши родители тоже могли пользоваться Интернетом, чтобы они могли общаться, вступать в группы. Что касается детей, то у нас мощная система с обновлением поиска, устроенная так, что если незнакомый человек пишет ребенку в Сети, то существует тревожная кнопка, которую ребенок может нажать, и ему придут на помощь… “Одноклассники” – единственная соцсеть, где это реализовано, хотя мы думаем,  что самое главное для безопасности своих детей делают, конечно же, родители, предупреждая их и рассказывая о том, чего стоит опасаться.

– Вы удаляете странички людей, ушедших в мир иной, по просьбе их родственников?

– С такими случаями мы еще не сталкивались. Хотя можно обратиться в техническую службу, и при необходимости, предъявив ксерокопию документа о смерти, можно удалить страничку.

Что ищут в Сети?

Руководитель направления качества поиска Mail.ru Андрей Калинин рассказал нам, как устроен поиск в Интернете, как пользователи юморят и что самое ужасное во Всемирной паутине.

– Поиск Mail.ru – насколько это актуально? Есть Google, "Яндекс" – нужны ли новые подобные сервисы?

– Наш поиск занимает второе место по рынку – 25–30 процентов запросов относится к нашей поисковой системе.

– Что чаще всего люди ищут?

– Содержание поиска в России и Казахстане несколько разнится. В Казахстане самая популярная категория поиска – это фильмы, они составляют 14 процентов всех запросов. В России это поиск сайтов (в Казахстане этот вид поиска на втором месте). На третьем месте – запросы об образовании. Чаще всего ищут, как решить ту или иную задачу.

Кроме того, мы делаем свой собственный браузер. По нашему мнению, самый удобный вид поиска – это вбить вместо адреса  запрос. А поиск уже перенаправляет пользователя на страницу, которая лучше всего удовлетворяет этому запросу.

– Бывает, что человек ищет что-либо в Сети, а потом компьютер ему словно бы случайно показывает ссылки на различные сайты по этой теме. Как работают ваши поисковые подсказки?

– В подсказках мы используем данные про пользователей: различаем пол, возраст, географию пользователя и пытаемся подсказать то, что наиболее востребованно для этого сегмента пользователей. Это интересная тема, потому что подсказки можно рассматривать двояко. Один человек вводит в поиск слово или сочетание слов, которое держит в голове, не отвлекаясь на подсказки. Бывает по-другому: он начинает вбивать слово, видит подсказки и начинает менять параметры запроса. И это такое развлекательное, иногда развивающее занятие. Порой получаются забавные штуки: например, вводятся смешные и нелепые запросы, и люди их видят. Это своего рода обратная связь. Запрос получает популярность. Например, вопрос “Почему Ленин гриб?” или “Почему я такая дура?”. Этот процесс целиком и полностью социальный. Один человек ввел такой запрос, другой ввел начальное слово, увидел подсказку, она его заинтриговала, и он вывел полностью этот запрос, забыв про свой. Так появляются рейтинговые запросы.

Часто люди как бы спрашивают совета у поисковой системы, например: как вернуть мужа? Поиск – это не искусственный интеллект, но может найти самые популярные у пользователей ответы, которые кто-либо когда-либо давал по этой теме. Для лучшего поиска мы анализируем поведение пользователей. Ведь в поиске может быть задано многозначное слово: как узнать, что именно человек имел в виду? К примеру, слово “геркулес”. Это и каша, и герой, и созвездие, и какой-нибудь спортивный клуб, и вообще может быть что угодно. Но есть результат, который был популярен больше всего. Вот он-то и появится первым.

– То есть поиск выдает самое востребованное за последние годы?

– Поиск меняется в зависимости от изменения реальности. Несколько лет назад слово “планшет” означало только “оборудование, на котором рисует художник”, сегодня это чаще всего “портативный планшетный компьютер”.

Нехорошие запросы

– Если пользователь ищет что-то противозаконное, как реагирует система? И что является противозаконным?

– В принципе, в Интернете ничего противоправного не должно быть. Поэтому, если есть сайт, где имеется такая информация, поиск не покажет его. С другой стороны, у поиска есть пользователь, который должен брать на себя обязательства и сигнализировать, если в Сети появилось что-то нехорошее. Мы сотрудничаем с правоохранительными органами. В России появился Роскомнадзор, есть Лига безопасного Интернета, у них есть специальные средства по мониторингу. И все, что они присылают для экспертизы, я считаю, действительно достойно удаления. Причем нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы все это просматривать. Если говорить про автофильтрацию, то изготовление бомб, например, не самое больное место, потому что тот, кто их изготавливает, знает, как их делать. Есть другие, более опасные темы для поиска. И чаще всего что-то плохое зачастую бывает и самым востребованным. Есть запросы, вроде бы невинные, но по ним чаще находятся те самые дурные ссылки. Например, невинное слово “секретарша”. Что имел в виду пользователь, набивая это в поиске? Как показывает практика, чаще всего что-то не совсем цензурное. Для этих запросов есть система автофильтрации: она удаляет двусмысленный либо не совсем цензурный контент. Это происходит автоматически, поэтому не всегда идеально. Иногда работаем по жалобам. Есть страницы, с которыми не может справиться автоматика, тогда мы используем модераторов.

– Не кажется ли вам, что слишком легко стало получать ответы? Забил вопрос в поиске – и не нужно ни читать, ни учиться...

– Человека формирует опыт. Поисковая система не дает опыта. Это чудо, которое позволяет быстрее получить доступ к тем или иным знаниям. Заменяет ли она знания? Нет.

– Некоторые поисковые системы разрабатывают целые правила: как найти ту или иную информацию. У вас есть правила?

– Да, есть такое понятие “язык запросов”. Но очевидно, что люди зачастую не знают его и не пользуются им. Поиск должен становиться экспертным. Как работает эксперт? Он находит по запросу 100 тысяч ответов. Это слишком много. Тогда он меняет параметры запроса, работает 2 часа, и система дает 100 результатов, он их распечатывает и изучает. Обычный пользователь работает так: вбивает запрос, получает первый ответ и работает уже с ним. Есть одна особенность поиска: чем больше вы знаете про сам объект поиска, тем больше вероятность правильного ответа. То есть вам для хорошего запроса приблизительно надо представлять, как на него ответят.

Соцсеть – это клуб по интересам

Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров, комментируя наш вопрос про социальные сети Казахстана, поведал, что у нас их пока не так много.

– Наши социальные сети развиваются, но не с таким успехом, как российские или мировые. И этому есть причина. В первую очередь потому, что наш рынок весьма мал по сравнению с другими странами с точки зрения интернет-пользователей. Но есть локальные сети, или даже проще назвать их места, где люди с удовольствием общаются. Прежде всего это форум “Все вместе” – www.vse.kz, который насчитывает около 300 тысяч зарегистрированных пользователей. Есть новая социальная сеть, объединяющая студентов Казахстана, – http://univerlife.kz, там зарегистрировано около 50–60 тысяч аккаунтов. Очень активно развивается социальная сеть для профеcсионалов – www.moomkin.com, которая даже получила инвестиции для развития. Отдельно существует социальная сеть, или сайт для преподавателей и учителей, – www.45minut.kz.

Совсем свежий пример социальной сети – www.rulas.kz, где люди объединяются по родоплеменному признаку. Например, на базе компании “Казконтент” развивается своя сеть el.kz. Кроме того, много сайтов по интересам, которые также можно было бы назвать соцсетями: например, www.mama.kz, www.detki.kz, www.fanatiki.kz.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи