Опубликовано: 8600

Не приставай ко мне!

Не приставай ко мне!

Недавно в лондонском аэропорту 18-летний казахстанский спортсмен был снят с самолета и арестован по обвинению в сексуальном домогательстве к англичанке. Сам он говорит, что лишь случайно, спросонья, коснулся женщины, но если суровая английская фемида сочтет его виновным, то его ждет наказание.Возможна ли подобная ситуация у нас в Казахстане?

Европу и Америку постоянно сотрясают скандалы с сексуальным подтекстом. Билл Клинтон, Доминик Стросс-Кан, Сильвио Берлускони – это самые громкие фигуранты подобных дел, и все они расплатились за свои “увлечения” должностями и репутацией.

Люди рангом пониже не становятся героями новостных сюжетов, однако тоже могут поплатиться за харассмент – сексуальное домогательство, такими исками на Западе все суды завалены. Слишком игриво пошутил, сделал откровенный комплимент, который показался непристойным, взял коллегу за руку – и, пожалуйста, получи повестку в суд.

А вот в наших казахстанских реалиях такого преступления, как сексуальное домогательство, не существует вовсе!

Хотя, разумеется, и у нас такая проблема есть, но жертвы сексуальных домогательств не защищены ни законом, ни общественным мнением.

Карьера через постель

Чаще всего с домогательствами сталкиваются на работе. Стереотип, что будто бы карьера делается “через постель”, дает некоторым начальникам ощущение всевластия. В итоге им – удовольствие, а жертве – моральные страдания и материальные потери.

– Если тебя пошлепали по попе или предложили вечером “посидеть”, это однозначно рано или поздно отражается на твоем кошельке, – говорит президент Феминистской лиги Евгения КОЗЫРЕВА. – Когда влиятельный коллега делает непристойное предложение, а женщина не отвечает взаимностью, он сумеет осложнить ей жизнь, создать вокруг нее невыносимую обстановку. В итоге женщина вынуждена будет сама уйти с работы. Или согласиться…

Вот всего лишь одна, но типичная, к сожалению, история.

Алия работала в одном из столичных госучреждений. И в какой-то момент ее начальник, вполне себе семейный мужчина, стал присылать ей откровенные СМС, приглашать поужинать в кафе и так далее. Вскоре должна была состояться аттестация, и “поклонник” дал понять девушке, что если она будет несговорчивой, то не пройдет ее. Алия обратилась с жалобой к вышестоящему начальству. Аттестацию она прошла, но обстановка в офисе стала невыносимой. Обиженный начальник устраивал публичные “порки” и порицания, высказывал недовольство ее работой. Потом “ухажер” предпринял вторую попытку, Алия снова пошла жаловаться руководству. Но в итоге девушке пришлось уволиться, хотя работа ей очень нравилась, да и зарплата устраивала.

В этой борьбе, к сожалению, женщина почти всегда проигрывает. А мужчина остается безнаказанным и сохраняет не только “лицо”, но и должность.

– Женщине порой стыдно признаться в том, что ее домогаются, ведь чаще всего она услышит в ответ: “Вот дура, была бы умнее – стала бы начальником!”, – комментирует председатель правления Союза кризисных центров Зульфия БАЙСАКОВА. – И она остается со своей проблемой один на один. Не желая осложнений ни в личной жизни, ни на работе, носит этот тяжкий груз в себе.

Возраст – не помеха

Почти каждая казахстанская девушка когда-либо оказывалась объектом сексуальных домогательств. Пошлые намеки, сальные шуточки, непристойные жесты, сомнительные комплименты, сексуальные предложения – кто с этим не сталкивался? И если раньше считалось, что домогаются только молодых и фигуристых, а с возрастом опасность исчезает, то сегодня в “группу риска” попадают все – сельские и городские, свободные и замужние, молодые и не очень.

Причем подобные ситуации происходят, что называется, в обе стороны – то есть пристают как мужчины к женщинам, так и женщины к мужчинам. Случается такое и между представителями одного пола.

– У нас было два случая в сфере образования, когда домогательству со стороны вышестоящего начальства подвергались очень, скажем так, взрослые женщины, – продолжает Евгения Козырева. – Почему-то считается, что если женщина без мужа, но с ребенком, то к ней можно приставать, она даже рада будет. Но правда ли, что она ждет приставаний? Или у нее голова и время заняты другим?

Может, происходит такое потому, что ни сами мужчины, ни общество, ни тем более казахстанская фемида не считают сексуальные домогательства преступлением?

– Если вы захотите наказать домогателя по закону, вам придется долго доказывать, что вас оскорбили этим непристойным предложением, – говорит Евгения Козырева. – Был единственный в Казахстане доказанный случай сексуального домогательства, примерно в 1977 году, в одном из алматинских вузов. Преподаватель домогался студентки (что, кстати, тоже бывает довольно часто). Девушка подговорила своих сокурсников, чтобы они стояли в определенное время под окном аудитории, потом сделала вид, что согласилась на предложение преподавателя, дождалась, пока он разделся, и… выбросила его одежду из окна. Был страшный скандал! Но чаще всего доказать в таких случаях ничего не удается.

Нет закона – нет уголовного дела

– На сегодняшний день в нашем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая ответственность за сексуальные домогательства, – подтверждает юрист Анастасия МАКСИМОВА. – Более того, в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 11 мая 2007 года № 4 оговаривается, что действия лица, которое путем домогательства склоняло потерпевшую к половому акту или к иным действиям сексуального характера без применения какого-либо насилия или использования беспомощного состояния потерпевшей, не могут быть квалифицированы как преступления сексуального характера, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 120 и 121 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Однако это самое “не правонарушение” может привести – и приводит! – к самым настоящим преступлениям. Так, за первую половину 2013 года в ДВД от женщин поступило больше 10 тысяч обращений по Алматы и 3 072 – по Алматинской области. В Алматы было возбуждено 171 уголовное дело по статье “Изнасилование” – получается, что в южной столице каждый день насилуют по одной женщине, 29 – по насильственным действиям сексуального характера. 

– У нас нет в законодательстве понятия “домогательство”, поэтому мы не можем регистрировать это как правонарушение, – говорит старший инспектор группы по организации работы органов внутренних дел ДВД г. Алматы по защите женщин от насилия Майя ТОКСАНОВА. – Мы сейчас пишем рекомендацию и в министерство, и в правительство от общественных организаций и от нас, чтобы ввели такое понятие, дали ему юридическое обоснование. Недавно мы проводили социологические исследования по сексуальному домогательству, действительно, факты существуют – происходит это как на работе, так и в учебных заведениях, и даже среди родственников.

Однако сегодня несовершенство казахстанского законодательства не позволяет привлекать к ответственности озабоченных начальников и навязчивых поклонников.

Пристают? Звоните!

Чаще всего домогательства исходят от знакомых людей – коллег по работе, например, хотя бывает, что пристают и в публичных местах: на улице, в общественном транспорте, особенно в час пик. Недаром во многих странах есть отдельные женские и мужские вагоны в метро – дамы хотят быть уверены, что никто к ним не станет прижиматься и ненароком поглаживать.

Наши эксперты говорят: количество неадекватных мужчин растет! А вот женщины, об этом говорят и сотрудницы полиции, и психологи, излишне доверчивы и редко дают отпор.

– Мы посещаем детские дома, встречаемся со старшеклассницами – детям, особенно девочкам, нужно об этом говорить, ведь они доверяют мальчикам, могут пойти с ними погулять, а мамы не всегда объясняют, как дочке нужно себя вести, – говорит старший инспектор подразделения по защите женщин от насилия управления администрации ДВД Алматинской области Толкын КЕМЕЛОВА. – Говорим: если кто-то вас домогается, пристает – звоните нам. Надо же как-то это остановить…

По проблемам насилия над женщинами обращайтесь по телефонам: 254-41-82 – ДВД г. Алматы или 396-42-40 – общественный фонд “Родник”.

Компетентно

Как избежать скользких ситуаций? Психологи советуют: не создавайте их сами!

– Сегодня наше личное пространство, особенно в городах, максимально сокращено, – поясняет сексолог, вице-президент Ассоциации семейных психотерапевтов Ирина ВОЛКОВА. – Если человек тебя касается и это неприятно, то надо сразу сказать ему об этом. Никто не обязан догадываться о ваших чувствах. Если же человек не отреагировал и продолжает сокращать дистанцию между вами, прикасаться к телу, к личным вещам, это можно рассматривать как действия сексуального характера. Кроме того, признаками домогательства могут служить сленговые, нецензурные слова в речи, интонации, которые могут задеть достоинство другого человека.

Как себя вести? Выбор реакций широкий: можно промолчать, можно ответить в том же тоне. А можно поблагодарить и улыбнуться, оставив “неприятеля” в растерянности.

От автора

При подготовке этого материала мы обращались к самым разным экспертам. И, надо сказать, не у всех тема нашла понимание. Более того, некоторые даже недоумение выразили: о чем, мол, тут говорить? Подумаешь, предложили секс, никто ведь никого не насилует? Выбор-то есть – можно же и отказаться. Пусть ценой карьеры, но честь сохранишь.

Впрочем, честь – тоже понятие условное. В стране, где острый дефицит представителей мужского пола, откровенное предложение мужчины женщине можно считать даже своеобразным комплиментом!

Где-то даже проявлением вежливости.

И это не преувеличение – многие представители сильной половины человечества совершенно серьезно полагают, будто любое внимание с их стороны должно восприниматься женщиной как огромное счастье. Невдомек им, что грань между ухаживанием и домогательством весьма призрачна, но она все же есть. И если дама отвергает кавалера – придется отступить. И мстить ей за отказ – вообще не по-мужски. Тем более что вокруг достаточно других женщин, которые, возможно, и сочтут близость за великое счастье.

Нам с нашим менталитетом трудно понять американцев и европейцев, которые старательно избегают любых комплиментов, любых прикосновений. Напуганные возможными исками, они стараются дистанцироваться – не дай Бог, кто-то обвинит их в приставаниях.

Им трудно понять нас: если начальник или преподаватель откровенно принуждает к сексу, то почему он остается безнаказанным?

Получается, у нас и у них – две крайности. Истина, скорее всего, где-то посередине.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи