Опубликовано: 2400

Контролируй меня жестко

Контролируй меня жестко

Министерство транспорта и коммуникаций хочет отдать контроль за строительством и ремонтом дорог инженерам Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC).Об этом сообщила пресс-служба министерства в своем письме “Каравану”.– Министерством проводится работа по реформированию автодорожной отрасли, в рамках которой мы планируем внедрить правила Международной ассоциации застройщиков (FIDIC) на проектах,

реализуемых за счет республиканского бюджета,– говорится в сообщении.

Главные выгоды от привлечения сторонних консультантов-контролеров, по мнению министерства, – это установление справедливой цены на работы по ремонту и строительству дорог, устранение коррупции, ну и, разумеется, высокое качество самой работы. То есть ремонта дорог.

Царь и бог на объекте, который строится по контракту с FIDIC, – это независимый инженер-консультант. Он главный эксперт по всем вопросам реализации проекта, он подбирает поставщиков и подрядчиков, руководит строительством и сопровождает проект на всех стадиях строительства.

И главный нюанс – стоимость работ по контракту FIDIC контролирует не заказчик, а тоже независимый консультант.

Первый опыт понравился

Первый опыт использования таких контрактов Минтранском получил при строительстве коридора Западная Европа – Западный Китай. Часть проекта финансировали Всемирный банк и МФВ, которые используют нормы FIDIC при строительстве крупных объектов. Видимо, порядок и качество работ на участках Всемирного банка понравились министерским чиновникам, и они решили перенять передовой опыт.

Пока планируется привлекать аттестованных иностранных специалистов FIDIC. Затем должны появиться свои, казахстанские инженеры, аттестованные федерацией.

Но применение правил федерации потребует изменить казахстанское законодательство, так как наш Гражданский кодекс в некоторых моментах противоречит нормам FIDIC. Впрочем, в министерстве уверены, что это небольшая проблема. И потому международные правила контроля качества дорог будут применяться везде – как на дорогах республиканского значения, так и на городских улицах.

– Для нас сейчас главное – навести порядок в дорожной отрасли, – считает аналитик Марат ШИБУТОВ. – Всегда хорошо, если работу контролирует сторонний специалист, не связанный ни с заказчиком, ни с подрядчиком. Тем более если это иностранец. Автодорожная отрасль – очень маленькая, все друг друга знают и знают, как найти подход. Главное, чтобы результаты контроля были доступны для общественности.

“Финансирование на низком уровне”

Другое дело – хватит ли денег на эти нововведения? В своем письме министерство честно призналось, что “финансирование эксплуатации автодорог, включающей капитальный, средний, текущий ремонт и их содержание, остается на низком уровне”.

С 2006 года объем финансирования эксплуатации остается в пределах 27 миллиардов тенге, из которых на текущий ремонт и содержание приходится 8 миллиардов, когда по нормативу требуется примерно 32 миллиарда тенге.

Поэтому мелкие дефекты – ямы и трещины – своевременно не устраняются. Все это “приводит к преждевременному разрушению дорог республиканского значения и в последующем потребует значительных средств на их восстановление”.

Сегодня только треть республиканских автодорог, это 7 тысяч из 23,5 тысячи километров, могут быть названы хорошими. Половина находится в удовлетворительном состоянии и пятая часть – откровенно плохая. С областными дорогами ситуация еще хуже: хороших только шестая часть – 12 тысяч километров из 74 тысяч, и почти 40 процентов в плохом состоянии.

И нашим место найдется

В самой навороченной, “серебряной” форме FIDIC министерство может только указать подрядчику технические показатели будущей дороги. Как это будет достигнуто – заказчика уже не волнует. Всю остальную работу обязан сделать подрядчик: подготовку проекта трассы, количество полос, использование технологий, контроль качества.

При этом контракты FIDIC, как правило, крупные и долгосрочные и начинаются от 10 миллионов долларов.

– Зато завтра с этого подрядчика можно будет и много спросить. Иностранные компании дорожат своим авторитетом. Весь проект страхуется. Если завтра что-то произойдет, то не потребуется дополнительных средств для восстановления трассы, – поясняет наш эксперт – управляющий партнер юридической консалтинговой компании Андрей АРТЮШЕНКО. – Пока по таким контрактам могут работать только крупные иностранные компании. Но и для казахстанских есть поле деятельности. Например, стройматериалы выгоднее покупать на месте – значит, местный бизнес начнет производить их в Казахстане, стараясь выдерживать нужное качество. Начнется трансферт технологий, о котором так много говорят. Опять же подобное сотрудничество – хороший опыт для наших предпринимателей и специалистов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи