Опубликовано: 5300

Наши деньги застряли в пробках

Наши деньги застряли в пробках

Что вы делаете, когда ваша машина стоит в пробке? Слушаете музыку? Учите английский? Спите? Ну а мы решили взять в руки калькулятор. И подсчитать, сколько денег мы теряем в таком бесполезном стоянии. Оказалось, цена пробок – миллиарды тенге!Методика расчета цены пробок проста. В потери включаются стоимость рабочего времени, проводимого человеком в пробках, цена бензина, сжигаемого автомобилем, эксплуатационные расходы на

сам автомобиль.

Деньги

По данным сервиса “Яндекс.Пробки”, средняя скорость автомобиля в Алматы – 15 километров в час. В часы пик она снижается до 10 километров. При средней поездке в 10 километров автомобиль будет простаивать в пробках примерно 1 час в сутки.

Если принять за исходные данные, что в Алматы постоянно находится более 600 тысяч автомобилей, можно уверенно сказать, что в пробках из них стоит минимум половина. Средний автомобиль с объемом двигателя 2 литра в городском режиме пробки тратит примерно один лишний литр бензина в сутки. Значит, прямые потери на топливе составляют 112 тенге ежедневно. 300 тысяч автомобилей сожгут уже 300 тысяч литров – на 33,6 миллиона тенге. Или на 8,5 миллиарда тенге в год.

Есть и менее очевидные расходы. Автолюбителям известно, что обычная машина рассчитана примерно на 10 лет нормальной эксплуатации. То есть за год новая машина в среднем теряет 10 процентов своей цены: если “в масле” она стоила 20 тысяч долларов, то через год – уже 18 тысяч. Если принять, что каждый автомобилист проводит в пробках минимум 1 час в день, то час такого простоя будет стоить ему 60–70 тенге.

Кроме того, надо учитывать стоимость ДТП. В заторе водитель вынужден ползти гуськом, передвигая машину вперед рывками на метр-полтора. Такие маневры чреваты мелкими авариями, материальный ущерб от которых бывает довольно существенным.

Нервы

Следующий показатель – это наше время. Оно тоже имеет свою цену. Обычно она равна нашей заработной плате. В прошлом году средняя заработная плата в Алматы была 135 тысяч тенге. Простаивание – в автобусе или в машине – 1 лишний час означает, что пробка крадет у каждого из нас примерно 700 тенге каждый день. Будь у нас выбор, мы могли бы потратить это время на свой отдых, общение с близкими, саморазвитие.

В год мы стоим в пробках 250 часов, или больше 10 суток. Прямые потери каждого человека – 178 тысяч тенге.

Официально в Алматы проживает 1,4 миллиона человек. Две трети из них ежедневно совершают поездки на работу, учебу и обратно – на автобусах, на своих машинах, на такси. Все вместе мы теряем уже 90 миллиардов тенге. Или больше полумиллиарда долларов.

Здоровье

Вернемся к автомобилям. Во время заторов практически никто из водителей двигатели своих автомашин не выключает. Как известно, при сжигании топлива образуется углекислый газ. В год таких выбросов образуется минимум 90 тысяч тонн только углекислого газа – а ведь этих выбросов могло и не быть. А еще при сжигании автомобильного топлива образуются водород, перекисные соединения, сажа, оксиды азота и серы, соединения свинца и других тяжелых металлов. Всем этим мы постоянно дышим.

Поэтому городские жители страдают аллергией, многие болеют астмой, хроническим бронхитом.

По данным акимата Алматы, в год в атмосферу города выбрасывается примерно 230 тысяч тонн вредных веществ. Наибольший удельный вес в объеме выбросов в атмосферу приходится именно на автотранспорт – 190 тысяч тонн, или 80 процентов от всего объема. Получается, половину от этого объема составляют выбросы, образовавшиеся только из-за пробок. И если ликвидировать пробки, то и дышать в нашем городе будет значительно легче.

В бюджете денег нет

Сравнение полученных цифр вообще повергает в шок. В феврале аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ сообщил, что валовой региональный продукт (ВРП) Алматы в 2012 году составил 5,3 триллиона тенге. Столько произвел город товаров и услуг за год. Аким особо подчеркнул, что в пересчете на душу населения ВРП составил 23 тысячи долларов США. А это уже уровень некоторых европейских стран.

Между тем общая сумма потерь от пробок в Алматы составляет больше 100 миллиардов тенге. Или 2 процента от ВРП.

В 2012 году бюджет Алматы составил 301 миллиард тенге. Только в три раза больше, чем объем потерь от автомобильных пробок. В это же время на строительство дорог было выделено только 59 миллиардов тенге. Для мегаполиса – мизерная сумма.

Выгода хороших дорог

На самом деле все эти потери тоже не полные. Мы не учитывали выгоды экономики от хороших дорог. В экономике транспорта есть такое утверждение: увеличение скорости транспорта на 10 километров в час дает полпроцента к ВВП страны. Это утверждение можно применить и к Алматы. Если увеличить скорость с 10 километров в час сегодня до хотя бы 30, завтра можно получить один дополнительный процент в ВРП города.

Акимат Алматы борется в своих отчетах за каждый процент роста экономики. И это преподносится нам как заслуга отцов города. Но, оказывается, мы теряем деньги там, где могли бы их получать. Деньги в буквальном смысле лежат на дороге! Но их никто не поднимает, потому что беречь копейку в кармане налогоплательщиков невыгодно.

Алматы входит в список 200 городов, которые способны влиять на развитие мира в глобальном масштабе. Влияние города на экономику Казахстана вообще трудно оценить. Через Алматы проходит половина всего импорта страны, большая часть экспорта. Здесь расположены все банки, большая часть СМИ, большое количество вузов и НИИ. Так что малых проблем, на которые не стоит обращать внимания, здесь нет. И полчаса-час, проведенные в пробке, оказывается, могут сказаться на благополучии обычного человека по всей стране.

Статистика показывает, что каждый год автопарк Алматы увеличивается на 40–60 тысяч автомобилей. Через 3–4 года число автомобилей в городе может вырасти настолько, что мы будем находиться в пробках уже не один, а два-три часа. Столько уже тратят впустую жители крупнейших городов мира. Тогда потери экономики будут значительно больше. Например, уже сейчас жители Москвы стоят в пробках по 4 часа в сутки. А потери экономики города составляют 5–6 процентов от ВРП.

Готовы ли мы терять такие деньги? Или уже сегодня надо принять меры для их экономии?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи