Опубликовано: 3200

Почему “не растет” бизнес на селе

Почему “не растет” бизнес на селе

Во многих странах фермерство считается одним из самых надежных и прибыльных видов бизнеса. А у нас – наоборот! Отсутствие поддержки, риски и налоговая система рубят предпринимательство в этой сфере на корню, считают эксперты. Так что же делать?Нехватка продовольствия, с которой мир может столкнуться уже в ближайшее время, – одна из самых тревожных тем, и, по сути, именно это делает сельское хозяйство одной из

самых привлекательных сфер бизнеса во всем мире. Иметь участок земли, выращивать продукт, в котором постоянно нуждаются люди, – разве это не гарантия хорошей прибыли? К сожалению, у нас фермерское предпринимательство – это не то, что приносит доход, а скорее битва за выживание. И если предложить кому-нибудь сегодня вложить свои средства в создание фермерского хозяйства, то, вероятнее всего, он покрутит пальцем у виска. И причин тому много.

Землю нужно “удобрять” особыми налогами…

Наша страна обладает огромным потенциалом для сельского хозяйства – земли много, большая часть населения проживает именно в селах. Но при этом фермерский бизнес развит очень слабо. Кажется, что предпринимательство развивается только в городах.

Почему земля у нас не является источником доходов? Одну из причин назвал директор научно-исследовательского и консалтингового института агробизнеса Галижан МАДИЕВ:

– Делать бизнес на селе вполне возможно, но у нас нет механизмов стимулирования. Чтобы поднять село, нужна продуманная экономическая политика. Должен действовать закон стоимости, согласно которому если цена на продукт возмещает издержки, то этот бизнес будет развиваться. И все экономические механизмы, налоговая система, система субсидирования должны быть нацелены на это.

А что у нас? Эксперт считает, что предприниматели на селе не заинтересованы производить больше продукции, так как у нас действует налог на добавленную стоимость – НДС, который взимается с объема продукции. И размер его немаленький. Плюс к этому у нас взимается единый налог на землю. Он – символический, но практически одинаковый как для благодатных земель, так и для неудобиц.

– Если бы облагалась налогом только земля, на основе изъятия дифференцированного дохода все было бы иначе. Земля отличается по естественному плодородию, и не только. Одни земли близко расположены к рынку сбыта – и издержки по доставке продукции меньше, другие далеко. А значит, и доход, который они могут приносить, разный. И если бы мы формировали налоги с учетом этих факторов, мы бы выравняли условия для всех, кто хочет делать бизнес на земле.

В мировой практике земля облагается налогом, исходя из размеров чистого дохода, который она может приносить. Но у нас и в России другая система. В Казахстане огромные территории, очень разные земли, где-то выгодно выращивать пшеницу, где-то хлопок, при этом никто это не учитывает. Не учитывают ни влажность, ни количество солнечного тепла. Мы говорим об этом постоянно, но нас не слышат. Создается впечатление, что никто не заинтересован в развитии предпринимательства на селе… – сетует эксперт.

Пора вооружаться?

Есть и другие причины, почему не развивается бизнес на селе. Одна из главных – высокие риски, считают эксперты.

– Люди боятся вкладывать деньги в землю. Даже если вы получите хороший урожай, как это было в 2011 году, никто не гарантирует, что вы получите прибыль. Цены могут упасть. В этом году хорошие цены, но засуха. И представьте, человек инвестирует свои деньги и не получает ничего. Каково это? – говорит заместитель президента Союза фермеров Казахстана Акжол АБДУКАЛИМОВ. – В животноводстве те же проблемы. Там возможен падеж скота, у нас высокий уровень скотокрадства, дорогие корма. Если в других странах в случае потерь, засухи государство возмещает убытки, то у нас люди остаются ни с чем.

Ставка на самых маленьких!

На словах все понимают, что развивать бизнес на селе крайне необходимо. Чиновники говорят о поддержке сельхозпроизводителей. Но все их старания больше обращены к крупным фермерским хозяйствам, мелкий и средний предприниматель обычно остается один на один со своими проблемами. Но именно ставка на мелких фермеров позволит решить продовольственную проблему, считает Акжол Абдукалимов:

– Минсельхоз разработал программу: решили поднять производительность труда на селе в два раза. А выполнить это можно не за счет крупных латифундистов, а за счет мелких фермеров. Именно они могут завалить страну продукцией. Но эти мелкие хозяйства не имеют доступа ни к дешевым кредитам, ни к субсидиям. В Южном Казахстане, можно сказать, центр мелкого бизнеса в сельском хозяйстве. Здесь 60 тысяч фермерских хозяйств, которые в основном имеют земли от 1 до 100 гектаров. Они занимаются хлопководством, овощеводством, животноводством. И не могут взять деньги на развитие в банках, так как нечего им в залог предоставить.

Международные исследования показали, что все финансовые институты Казахстана прокредитовали крупный бизнес на селе на 86 процентов, а на мелкие пришлось только 14 процентов. Это наглядно показывает ситуацию.

– Мы считаем, что нужно поддерживать именно мелких и средних фермеров, которые выжили и продолжают работу. Если это произойдет, то появятся перспективы у бизнеса на селе, – считает эксперт.

В Казахстане около 200 тысяч фермерских крестьянских хозяйств, это физические лица, и 7 тысяч сельхозпредприятий, юридических лиц. Но действуют из них реально – сеют, пашут… только 170 тысяч. Остальные земли простаивают.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи