Опубликовано: 2500

Сложнее, чем спутник запустить

Сложнее, чем спутник запустить

Для быстрого получения продуктивного животноводства необходимо создавать кооперативы на селе. Такое мнение “Каравану” высказал председатель правления республиканского племенного центра АО “Асыл тулик” Алжан ШАМШИДИН.– Почему мы не можем прокормить себя сами? Тут есть несколько причин. Первая  – малое число крупных хозяйств, – считает А. Шамшидин. – Как следствие – использование непродуктивного скота.В Казахстан

сейчас поставляется мясо из разных стран – России, Китая, Киргизии, даже из Латинской Америки. А мы даже себя не обеспечиваем. О чем же думали руководители Минсельхоза, по многу  лет руководившие аграрным сектором и получавшие ордена за реформы в сельском хозяйстве? Во многих странах мира, в том числе в соседней России, многие фермеры объединяются в кооперативы. Это уже не мелкие хозяйства, у них  до 100 голов, есть техника, земли. Такие хозяйства субсидируются правительством. Казахстанские крестьяне на такое сотрудничество не идут. Боятся обмана. Однако с такими кооперативами государству легче работать. Они уже могут претендовать на получение субсидий на удешевленное топливо, на корма, покупку племенного скота. Поэтому надо показывать людям, что работать вместе выгоднее. Достучаться до каждого фермера – это на самом деле сложнее, чем запустить спутник.

После инвентаризации в Казахстане оказалось всего 5 миллионов 700 тысяч голов КРС. Для такой страны, как Казахстан, это очень мало. Чтобы прокормить себя, нам нужно иметь стадо хотя бы в три раза больше. А для обеспечения экспорта – в четыре раза. Но это при условии, что значительная часть КРС – племенная, а фермеры будут выдерживать технологии содержания такой скотины. Исходя из этого видны еще две проблемы отечественного животноводства: низкая  доля племенного скота и отсутствие специалистов.

Не того племени

– Доля племенного скота в Казахстане – около 5 процентов. Остальные животные – это внеклассный скот, в основном на личных подворьях. Здесь племенная работа не проводится. Некоторые акиматы пытаются решить эту проблему: выделяют деньги на искусственное осеменение, начинают  вести племенные книги, – рассказал А. Шамшидин.

Минсельхоз ожидает прорыва – увеличения доли породистого скота до 7 процентов.

– В развитых странах доля породистого скота составляет около 20 процентов. Но для Казахстана даже 10 процентов должны считаться хорошим показателем, – говорит руководитель АО “Асыл тулик”. – Своего скота хорошего  практически не осталось. Так, казахскую белоголовую породу практически истребили. Их сейчас осталось 34 тысячи маточного поголовья и 130 тысяч  товарных животных. Для сравнения: в 1991 году был 1 миллион 200 тысяч голов этой породы.

Чья корова сколько дает молока?

Но часто даже от хорошей коровы у нас не могут получить молока. Обычно от жадности. Часто фермер думает, что надо просто получить хорошую "дойную" скотину – и можно закатывать в пакеты для продажи много шикарного молока. А кормить ее, как обычную беспородную буренку, одним сеном. А когда породистое животное, живущее на голодном пайке, даст те же 5–10 литров, фермер считает, что его обманули.

На самом деле незнание особенностей работы с животными часто приводит к недоразумениям. Они требуют специальных условий содержания, как, например, в Швеции или Дании, особой технологии сбалансированного кормления.

– Тут уже сплоховала система  подготовки сельхозспециалистов,  – заметил А. Шамшидин. – Если говорить о самообеспечении продовольствием, то сначала надо поднять систему образования для АПК. Надо создавать условия для привлечения молодых специалистов на село. Грамотных профессионалов почти не осталось. Поэтому многие предприятия приглашают специалистов из-за рубежа.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи