Опубликовано: 3100

Кто спросил мнение алматинцев?

Кто спросил мнение алматинцев?

Грандиозный проект международного горнолыжного курорта на плато Кок-Жайляу близ Алматы может погубить экосистему предгорий и крупнейшего мегаполиса страны – так утверждают специалисты. Идею критиковали и горожане, и общественные деятели, и известные спортсмены. Они надеются, что чиновники все-таки прислушаются к людям.Сегодня мы решили узнать

мнение специалиста, инженера-проектировщика Андрея СТАРКОВА – он был автором реконструкции горнолыжных трасс комплекса Шымбулак накануне зимней Азиады 2011 года, так что понимает и специфику возведения подобных сооружений, и все проблемы, с этим связанные.

– Андрей, недавно представитель акимата публично заявил, что на Кок-Жайляу будет сооружено около 500 километров трасс. Это реально?

– Нет, 500 км там не будет. Там и 10 км не наберется. Это очевидно. Скорее всего, тут происходит подмена понятий. Они называют проектом Кок-Жайляу обширную территорию, в которую хотят включить, вероятно, и Левый Талгар, и Большое Алматинское ущелье, и Туюксу. Хотя об этом мы можем только догадываться. Проекта ведь пока никто не видел. Чиновники сейчас получают деньги только лишь для выработки технико-экономического обоснования. Как проектировщик, я полагаю, что на самом Кок-Жайляу собираются строить только гостиничный комплекс. Но для него там нет ни воды, ни какого-то инженерного обеспечения.

Ни воды, ни газа, ни связи…

По утверждению Старкова, на Кок-Жайляу воды хватает лишь для прогуливающихся здесь туристов.

– Есть только маленькие ручьи Батарейка, Терс-бутак и еще несколько. И существуют они в весенне-летний период, когда тает снег и идут дожди. А в конце лета пересыхают, – рассказывает проектировщик. – Обеспечить водой даже маленькую, на 50 человек, гостиницу эти водоисточники не смогут. В сутки один человек, к примеру, использует около 50 литров воды, только чтобы умыться, побриться и принять душ. А еще кухня, мытье посуды, влажная уборка помещений. Не говоря уже об огромном расходе воды для водяных пушек, производящих искусственный снег.

Значит, воду придется поднимать из русел Большой или Малой Алматинки. А также проводить тепло, газ, электричество, связь. Для этого потребуется перекопать все горы! По условиям промерзания траншеи для водопровода должны быть около полутора метров в глубину. И канализацию надо врезать в городские сети…

А ведь по сообщению представителя акимата, там собираются поселить несколько тысяч гостей! Только обслуживающего персонала заявлено 20 тысяч человек. Это сколько ж воды потребуется! Значит, нужны мощные насосные станции. Представьте, такой объем поднять на большую высоту! – восклицает Старков. – В Алматы в связи с изношенностью сетей уже сейчас не хватает воды. А еще из-за потепления климата и интенсивного таяния у нас исчезают ледники, аккумулирующие в себе воду. Лет через 20 ледников у нас не будет. И это вам подтвердит любой человек, который ходит в горы. Ледники Маншук Маметовой, Партизан, Орджоникидзе, Зои Космодемьянской, они все исчезают. Тут у нас очередь за водой стоять будет…

Кто крайний покататься?

Ну а мы, граждане Казахстана, вправе задаться вопросом: зачем нам такие проблемы с новым курортом Кок-Жайляу? Очередь из иностранных горнолыжников в республику пока не стоит, да и вряд ли появится, несмотря на радужные уверения чиновников, – в мире немало известных курортов с уже налаженной инфраструктурой. Шымбулак, рассчитанный на три тысячи человек, пустует. В будние дни там катается от силы человек 30. Может, лучше его до ума довести? Ведь несмотря на то, что к Азиаде 2011 года на реконструкцию Шымбулака были выделены колоссальные деньги, до сих пор пейзаж там портят недостроенные здания на средней станции и Талгарском перевале.

– Я и сам катаюсь на лыжах, – продолжает Андрей Старков. – Потому знаю, что полноценные спортивные трассы на самом Кок-Жайляу исключены. Там пологий уклон, и можно сделать лишь трассу для начинающих, человек на сто. Насчет продолжительности лыжного сезона – 7 месяцев в году – тоже информация неверная. Полноценное катание там может быть лишь три месяца: январь, февраль и март. Даже если использовать пушки для искусственного снега, сезон можно продлить максимум до четырех месяцев. И это при условии долгой и холодной зимы.

– А вот некоторые спортивные тренеры двумя руками голосуют за этот проект.

– Ну, видимо, они не представляют масштабов заявленного строительства и реальные возможности Кок-Жайляу. И недооценивают потенциал существующих площадок – того же Шымбулака. Там можно прирезать дополнительные, примыкающие территории, это обойдется гораздо дешевле. При этом возможности Шымбулака увеличатся в разы. Сейчас без очередей в выходные дни он может принимать максимум три тысячи человек. А увеличить можно до пяти и даже до 10 тысяч на существующей инфраструктуре. Тогда, кстати, и канатка от Медеу до Шымбулака будет работать в полную силу.

Горы – это легкие города!

Руководитель движения “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ тоже категорически выступает против проекта горнолыжного курорта на Кок-Жайляу.

– Видимо, хотят просто под видом лыжного курорта построить там элитную недвижимость, – возмущен эколог. – Запустят стройку, а потом скажут, что это все слишком дорого, и нам не нужно. А частное жилье на территории так и останется...

Раньше плато Кок-Жайляу было пастбищем. Потом, чтобы обеспечить город кислородом, его засадили деревьями. Образовался лес. И уже лет 30 этим тянь-шаньским елям. А порубят все, изуродуют Кок-Жайляу. А ведь горы – это наши легкие, заповедная зона, которую нельзя трогать. В свое время Президент давал поручение убрать все эти дома вдоль русел рек. Но оно так и не было выполнено. Теперь вот – новые прожекты.

И ведь никто в очередной раз не поинтересовался ни мнением людей, ни мнением специалистов – нужно ли это городу и горожанам? Оправдается ли столь затратное строительство экономически и экологически? Или в очередной раз деньги пустят на не продуманные до конца проекты?

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи