Опубликовано: 9800

100-я бригада: никто не забыт?

100-я бригада: никто не забыт?

В некоторых казахстанских изданиях прозвучала критика по поводу установленного в городе Ржеве мемориала воинам-казахстанцам из 100-й и 101-й стрелковых бригад. Мол, на мемориальных плитах нет сведений о времени и месте гибели солдат, а в списках погибших оказались и имена ныне живущих…И в редакцию “Каравана” пришло вот такое письмо:“Изучая в Центральном архиве Министерства обороны РФ историю боевых действий

подразделений 22-й и 39-й армий Калининского фронта на Оленинской земле, в частности, печально известную операцию “Марс”, я впервые в документах встретил упоминания о 100-й отдельной стрелковой бригаде…

В настоящее время об этой казахстанской национальной стрелковой бригаде, сформированной в Алматы, известно многое, но остался один важный и нерешенный вопрос – об увековечении памяти воинов 100-й бригады на месте их гибели”.

Операция “Марс”

Национальный состав 100-й бригады на момент формирования составлял 86 процентов казахов, 11 процентов русских и 3 процента украинцев, белорусов и других национальностей. Операция “Марс”, в которой получила свое боевое крещение не участвовавшая ранее в боях бригада, в целом для наших войск была неудачной и одной из самых кровопролитных: среднесуточные потери наших войск в ней составили 8296 человек – убитыми, ранеными и пропавшими без вести…

Тяжело развивалось и наступление 100-й бригады на своем участке фронта в районе села Молодой Туд. После начала операции 25 ноября 1942 года в журнале боевых действий бригады от 2 декабря есть следующая запись: “В течение восьми дней дрались за овладение Плеханово, потеряв целиком 2-й и 4-й батальоны, пулеметный батальон, в которых осталось по 30 человек, и на 75% 1-й и 3-й батальоны. Так и не овладели…”.

К 3 декабря в составе 100-й бригады в строю из 4751 человека осталось 1994 человека. Убитыми и пропавшими без вести бригада потеряла 820 человек, судьба большинства раненых до конца не известна.

Воспоминания Султана Джиенбаева

Скупые и горькие строки документов. Но была и радость первых побед, первых освобожденных от фашистов деревень и бывшего тогда районным центром села Молодой Туд, замечательно описанных в книге ветерана 100-й отдельной стрелковой бригады С. С. Джиенбаева “Сотая Казахская”: “…И что запомнилось мне даже сильней боевых эпизодов с громом выстрелов – так это собрания населения в освобожденных деревнях. Их проводили наши политработники, комиссар бригады С. Баишев, комиссары батальонов, политруки подразделений. Собирались на них все – от мала до велика. В Молодом Туде комиссар бригады С. Баишев сорванным охрипшим голосом говорил о том, что сегодня воины соединения выбили из районного центра фашистов, и с этого дня, с этого часа вновь начинается настоящая, свободная человеческая жизнь… Помню, как заторопился к комиссару старенький дедушка. Помню, как поддержали его, помогли подняться на ящики из-под немецких мин. Комиссар не отходил, поддерживая старичка, а тот вдруг ухватился за его руку и – заплакал. Слез своих дедушка так и не мог унять. Комиссар обеими руками поддерживал его, помогая спуститься вниз, и только тут дедушка проговорил: “Дождались! Дожил! Слава Богу…”. Вот и все выступление настрадавшегося человека. Всего несколько слов сквозь слезы. Но нам эти слова надолго запомнились…”.

За мужество и героизм, проявленные в боях под Молодым Тудом, орденами и медалями были награждены 34 воина 100-й бригады.

Почему из Сотой бригады никто не увековечен…

Это были первые боевые награды воинов 100-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в Алматы. Но не все солдаты дожили до Победы. Алматинец Карабек БУРУШЕВ был награжден орденом Красной Звезды посмертно, а известный снайпер джамбулец Ибраим СУЛЕЙМЕНОВ, погибший 15 октября 1943 года под Невелем, свою первую медаль получил под Молодым Тудом, уничтожив 15 немецких “кукушек”.

На военной карте обозначены все населенные пункты, за которые сражалась 100-я стрелковая бригада. Эти же названия указаны в списках погибших в графе “где похоронен”. Учитывая, что в послевоенные годы осуществлялись массовые переносы и укрупнения воинских братских могил, можно с уверенностью сказать, что останки воинов-казахстанцев в настоящее время покоятся в братской могиле села Молодой Туд.

Но вот со списками похороненных в братских могилах в послевоенные годы дело обстояло сложнее – до настоящего времени не увековечено более 50 процентов погибших воинов, а воины 100-й бригады не были увековечены вовсе. Сейчас трудно судить, с чем это было связано – с секретностью операции “Марс” либо с замалчиванием самого участия в Великой Отечественной войне национальных воинских подразделений, однако факт остается фактом. Сами списки погибших через ветерана 101-й отдельной стрелковой бригады полковника Какена АБЕНОВА были переданы мною в Центральный государственный архив Республики Казахстан, где были тщательно выверены специалистами и опубликованы в 2010 году в книге К. Абенова “Операция “Марс”. Казахи в “Долине смерти” вместе со списками погибших воинов сражавшейся совсем неподалеку 101-й стрелковой бригады.

Нужна помощь!

Тогда же, в мае 2010 года, в селе Молодой Туд Оленинского района побывала большая делегация казахстанских ветеранов, еще раньше, в ноябре 2009 года, в районе побывала большая делегация из Тараза. Регулярно приезжают в село и родственники погибших воинов. В этом году списки погибших воинов 100-й бригады будут официально, с соблюдением всех необходимых формальностей внесены в списки братской могилы села Молодой Туд. В связи с чем предстоят реконструкция самой братской могилы и изготовление мемориальных плит с именами воинов-казахстанцев. Вопрос только в одном: нужно ли это самим казахстанцам и готовы ли они принять в этом участие?

Дмитрий ЖУК, руководитель Оленинской районной общественной организации “Военно-исторический поисковый центр “Орел” 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи