Опубликовано: 4100

Тайны, покрытые льдом

Тайны, покрытые льдом

США, Россия и многие другие страны активно изучают самый загадочный континент планеты – Антарктиду. Казахстан тоже может принять участие в научных исследованиях и даже установить собственную станцию на материке, который называют “кухней погоды”!Участники первой казахстанской научной экспедиции на Южный полюс недавно доказали всему миру: добраться до самой крайней точки можно на… автомобилях. О своих приключениях отважные

исследователи рассказали “Каравану” в эксклюзивном интервью.

До сих пор побывать на самом загадочном континенте – Антарктиде – посчастливилось лишь нескольким казахстанцам. Кто-то был в составе российских научных экспедиций, кто-то  в качестве… туриста. Да-да, вип-туризм в Антарктику развивается с каждым годом все активней!

Идея научной экспедиции родилась два года назад во время поездки представителей Казахского географического общества в Исландию. Там казахстанцы съездили на исландский ледник, посмотрели на деле технические возможности машин. После исландские механики превратили машины в снего- и ледоходы. В тот же год два внедорожника самолетом доставили в Антарктиду, через год – еще один.

В 2010 году казахстанцы Константин Орлов и Станислав Макаренко съездили на Южный полюс, так сказать, на разведку и… попали в Книгу рекордов Гиннесса: за самое быстрое прохождение маршрута – от российской станции Новолазаревская до Южного полюса. А остальные члены команды “Едем на юг!” в это время серьезно готовились к научной экспедиции.

Работа на "белом континенте" кипит

В Антарктиду экспедиция вылетела в начале декабря 2011 года из южноафриканского портового города Кейптаун. С российской станции Новолазаревская команда отправилась на Южный полюс на трех автомобилях. В экспедиции участвовали: руководитель экспедиции Нурлан АБДУОВ, ведущие проектов исследовательских программ КазГеО Сергей БОДРОВ и Константин ОРЛОВ, казахстанские ученые Орденбек Мазбаев и Берик Баймагамбетов, а также коллега из России, ответственный за медицинское сопровождение, видео- и фотосъемку Василий МОЗЖУХИН и исландский механик Эйо ТЕЙТССОН.

– Какие ресурсы здесь скрыты для человечества  – тайна, покрытая льдом, – говорит председатель президиума Казахского географического общества Нурлан Абдуов. – Интерес к Антарктиде огромный! К примеру, американцы постоянно ведут буровые работы, а их станция оснащена, как космический объект. Бельгийская станция – система “Умный дом” – может без человека работать. Летом сюда приезжают один-два специалиста, настраивают оборудование, тестируют все системы, и станция постоянно передает данные о погоде, изменениях климата.

О намерении открыть свои станции в “стране вечных льдов” объявили Иран, Пакистан, Китай. Сейчас материк находится в правовом поле договора об Антарктиде 1959 года и считается нейтральной территорией. Так что и у Казахстана есть шанс построить здесь свою станцию.

Подержаться за земную ось

14 декабря 2011 года, в день 100-летия покорения полюса Руалем Амундсеном и в канун 20-летия независимости нашей страны, флаг Казахстана был водружен на самой южной оконечности нашей Земли.

Этому событию предшествовали семь дней изнурительного пути. Из машин выжимали все! Не обошлось без эксцессов – то шина лопалась, то буран мел так, что приходилось двигаться вслепую, по приборам.

Казахстанцы появились на Южном полюсе в тот момент, когда там находились важные гости – норвежцы во главе с премьер-министром страны представляли ледяную скульптуру своего земляка Руаля Амундсена.

– Когда мы прибыли к полюсу, эмоции переполняли! – делятся впечатлениями путешественники. – Там есть две точки: церемониальный Южный полюс, где стоит зеркальный шар и вокруг него флаги стран – участниц антарктического договора, и в двадцати метрах от него географический Южный полюс – символическая земная ось из металла, за которую можно подержаться.

– В тот день было минус 36 градусов, но мы совершенно не ощущали холода, – вспоминает Сергей Бодров. – Адреналин просто зашкаливал! Подержаться за земную ось – это, знаете, особые чувства.

Сегодня путешествие на Южный полюс организуют туркомпании. Прогулка по прибрежному шельфу со стороны Южной Африки, проживание в антарктическом отеле, дорога обходятся в среднем в 35 тысяч долларов. Для научной экспедиции расценки в несколько раз ниже.  В Антарктиде работает малая авиация – при желании небольшие турбовинтовые самолеты могут доставить путешественника с условного аэродрома на Южный полюс. Авиапутешествие занимает 5–6 часов.

Самое нужное – ножницы и спички

Но вернемся к путешествию. Как вспоминают участники команды, при сборах им пришлось предусмотреть каждую мелочь! Если забыл что-то, в ближайший магазин на “снежной земле” точно не сходишь – их там просто нет.

Обмундирование для предстоящей поездки собирали по всему миру: обувь, палатки прибыли из Канады, оборудование – из Швеции, система связи – американская, система слежения, позволяющая видеть путешественников на сайте в режиме реального времени, – французская.

– Впервые в истории таких путешествий мы вели репортаж в режиме онлайн, и на "Фейсбуке" можно было посмотреть, что происходит с командой поминутно, – видео, фотографии скидывали прямо в дороге, – рассказывает Нурлан Абдуов.

На фотографиях с Южного полюса мы неожиданно увидели, что на столе у путешественников казы,  жая…  Интересно, как казахские деликатесы долетели до Антарктиды?

– Это самый большой секрет экспедиции, – смеется Нурлан Абдуов. – Продукты были хорошо упакованы и благополучно долетели из Алматы в Абу-Даби.  А в Кейптауне нас досматривать не стали…

– Когда таможенная и пограничная службы Кейптауна узнали, что мы путешественники и едем на Южный полюс, отнеслись с большим уважением и провели нас мимо проверочных аппаратов, помогли с грузом, – открыл секрет Найзабек Олжабайулы. – Так что казахские деликатесы миновали досмотр!

Интересуемся: а тушенку – излюбленное лакомство путешественников – удалось достать?

– Брали то, что не портится: мясо, сосиски, хлеб, макароны, и с трудом, но все-таки нашли подобие нашей тушенки, – говорят участники экспедиции.

 – А можете назвать десять вещей, без которых путешественнику просто не прожить?

– Теплая одежда, обувь, спальник, еда, вода, палатка, – составляют список участники команды. – Неожиданно для себя мы сделали открытие: нам постоянно были нужны… ножницы. То вакуумную упаковку разрезать, то провод, то с одеждой что-то приключилось… Без ножа в Антарктиде тоже как без рук. А еще необходимы перчатки и спички.

– Можно иметь запас топлива, но если нет спичек – замерзнешь, – говорит Сергей Бодров. – Антарктида расположена на высоте 3500–3600 метров над уровнем моря, воздух разреженный, спичку трудно зажечь. Такой проверенный тысячелетиями метод, как потереть камешек о камешек, здесь просто не сработает.

Там, где всегда мороз…

Нам не терпелось узнать и впечатления от вида бескрайнего белоснежного пространства.

– Самолет садится на лед, спускаешься по трапу – и глаза режет от белизны, – вспоминает член президиума Казахского географического общества Найзабек ОЛЖАБАЙУЛЫ. – Красота потрясающая! Снег не просто белый, а с голубым оттенком. При этом можно легко сгореть, так как над Антарктидой большая озоновая дыра. Мы прилетели в четыре часа утра, и никто не догадался смазать лицо солнцезащитным кремом. И наши лица обгорели до волдырей!

Интересуюсь: видели ли путешественники антарктических животных?

По подсчетам экспедиции на каждого участника приходилось более 200 килограммов различного груза! Палатки, бензин, керосин – 500 килограммов, продукты – 565 килограммов. За время пребывания экспедиции в Антарктиде было израсходовано более 7 тонн топлива!

Оказалось, за все время путешествия они встречали  только птиц – поморников да редких белых буревестников. А в колонии пингвинов экспедиция не поехала, дабы не тревожить – птицы высиживали яйца.

Не могли мы не поинтересоваться особенностями быта путешественников: легко ли,  например, совершать привычные гигиенические процедуры в условиях вечной мерзлоты?

Путешественники говорят, что условия действительно не располагали к водным процедурам. Умылся снегом – мгновенно замерзает лицо. Для мытья рук использовали спиртовые растворы.

После двенадцатидневного путешествия на Южный полюс вся команда с удовольствием посетила… баню. Да-да, в Антарктиде несколько лет назад в оазисе Ширмахера, где находится станция Новолазаревская, открылась настоящая русская баня. Ее хранитель – 67-летний полярник Владимир Баранов – работает здесь уже несколько десятков сезонов.

Установка казахстанской станции может стать отправной точкой для дальнейшего изучения климата, сейсмических процессов во всем мире, в том числе в Казахстане.  Мы обращаемся ко всем чиновникам и депутатам Парламента, в чьих руках решение данных вопросов: давайте поддержим наших соотечественников и казахстанскую науку!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи