Опубликовано: 2700

Возродим ли былую славу?

Возродим ли былую славу?

Знаешь ли ты, читатель, что Караганда в свое время с гордостью носила не только звание шахтерской столицы Казахстана? Что когда-то звали ее индустриальным сердцем республики, и была она славна высокоразвитой тяжелой промышленностью. Если эти факты для тебя не секрет, значит, тебе сейчас… м-м-м… как минимум за тридцать пять.И вот радостная новость: возможно, скоро и те, кто родился после перестройки, будут знать

Караганду такой – индустриальной.

Вот только хотелось бы, чтобы продукция с маркировкой “Made in Kazakhstan”, была востребована не только за рубежом, но и в родном отечестве…

Первый шаг к возрождению былой славы промышленной Караганды был сделан год назад, когда решено было объединить разрозненные предприятия машиностроения города в единую систему. Так родилось ТОО “Карагандинский машиностроительный консорциум”, включившее в себя на первом этапе 12 предприятий, а ныне насчитывающее 36. Что же это такое?

На этот вопрос и многие другие нам ответил его директор доктор технических наук Болат КЕНЖИН (на фото).

Распределяй и здравствуй!

– Болат Маулетович, какие цели преследовали “родители” Карагандинского машиностроительного консорциума?

– Изначально хотели собрать все предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие отношение к машиностроению, и дать возможность работать вместе, помогать друг другу в каких-то вопросах. Объединившись, мы должны были решать две основные задачи: производство горно-шахтного оборудования и производство навесного оборудования для коммунальной и сельскохозяйственной техники.

– А что, возникла потребность в таких видах продукции на тот момент?

– Конечно! Оборудование для коммунальной и сельскохозяйственной техники нужно всегда. И целесообразнее производить его на месте, нежели закупать где-то и везти. Что же касается горно-шахтного оборудования, то так уж сложилось исторически. В Карагандинской области всегда добывали уголь, руду. Поэтому заводы строились такие, чтобы производить оборудование – в помощь добывающей отрасли.

– И какие преимущества дала такая консолидация?

– Большую эффективность в работе. Каждый завод в отдельности не может производить все оборудование подряд. Технологические линии каждого производства так скомпонованы, что они работают только на конкретную продукцию. И должна быть кооперация, чтобы можно было охватить как можно больший объем производства.

Шпицберген брал, “Арселор” – не брал…

– И много ли заказов? Скажем, АО “АрселорМиттал Темиртау” наверняка дешевле закупать горно-шахтное оборудование у вас?

– К сожалению, больших заказов от АО “АрселорМиттал Темиртау” не поступило ни в прошлом году, ни в этом, хотя и планировалось. Но у нас налаженные контакты с Россией – с Кузбассом, Воркутой, Приморьем, отправляли мы свою продукцию даже на остров Шпицберген. ТОО “Машзавод №1” вообще на 90 процентов работает только на Россию.

– Как вы считаете, если будет вторая волна кризиса, как предрекают некоторые, предприятия Караганды, объединившись в консорциум, имеют больше шансов выстоять?

– Думаю, да. Мы должны и дальше консолидироваться. Тем более что помощь от государства в этом деле есть. Вот смотрите, только что нам пришло новое германское оборудование, это так называемые обрабатывающие центры. Мы получили его по гранту. Это самое современное оборудование, которое существует в мире.

“Правая рука не знает, что делает левая…”

– Хорошо, вот вы получили новое оборудование. Теперь ваша продукция качественно изменится?

– Сейчас мы его только монтируем. Но в недалеком будущем качество нашей продукции сравняется с лучшими мировыми аналогами.

– А сейчас производимая вами продукция может конкурировать на мировом рынке?

– С получением и вводом в производство нового современного оборудования – может. Но вы должны четко понимать: Казахстан – это сырьевая база, а не промышленно развитое государство. И какие к нам могут быть вопросы? Если вы хотите получать качественную продукцию, которую мы раньше делали, то верните все к такому же уровню, как тогда, когда мы не были сырьевым придатком.

– Признайтесь: когда новое оборудование начнет работать, цена на продукцию возрастет?

– А вот тут всем повезло. Это же грант от государства! Поэтому наша продукция должна стоить в разы меньше, чем на рынке.

Когда фрезеровщик будет программистом…

– Болат Маулетович, по-вашему, реально ли вернуть производство на прежний уровень?

– Реально. Но только в том случае, если государство будет последовательным и до конца определится с помощью. Я говорю о тяжелой промышленности. Вот смотрите: принята программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), но законодательной базы нет. Только теперь заговорили о принятии соответствующего закона, в котором должны быть расписаны детально и конкретно все меры господдержки.

– А вопрос с кадрами в вашей отрасли стоит?

– Это острейшая проблема! Мы уже год просим вузы дать нам нормальных бакалавров. А бакалавры, увидев, какая здесь работа, просто убегают. Почему? Потому что на новом оборудовании как минимум инженер должен работать, программист. Вот если бы могли почаще участвовать в международных выставках, показать, как это происходит в мире, у всех бы совершенно поменялось представление.

– И как это происходит в мире?

– В Чехии, когда я был на выставке, удивился: по выставке дети бегают. Я заинтересовался, что они тут делают. Потом пошел с переводчиком посмотреть. А там стоят три класса компьютерных и оборудование, подобное тому, что мы будем получать. Учитель дает детям задание, ученик написал программу, записал на флешку, вставил в станок, и тот выдал продукцию. Это совсем другой подход!

– Так, может быть, сейчас имеет смысл тоже готовить кадры еще со школы?

– Да нет, пускай школьники учатся, выбирают будущую профессию. А вот в профессиональных колледжах или лицеях, если человек выбрал специальность, тогда надо с ним работать уже серьезно. И не на тех старых станках, на которых они сейчас учатся, а на современном оборудовании. Я давно предлагал создать современный технологический учебный центр. Закупить оборудование и показать им, как это сейчас делается. Вот за границей дети не хотят быть инженерами, они хотят быть рабочими, потому что рабочий получает больше, да и уважения больше. Там совсем другое мышление, другой подход. И надо стремиться к тому же в нашей стране. Тогда Караганда и станет снова индустриальной столицей Казахстана.

Амина ЮСУПОВА, Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи