Опубликовано: 2600

От кого фронтовику помощи ждать?

От кого фронтовику помощи ждать?

Пройти Великую Отечественную войну, быть награжденным двумя орденами, одним из них – “посмертно”, и за 66 лет не дождаться ни одного… Да что там ордена... 86-летнему Зайтжану Тукибаеву на старости лет хотя бы своим углом обзавестись.А в итоге – ничего

 В этом году Зайтжану Тукибаеву исполнилось 86 лет. По паспорту. Когда началась Великая Отечественная – было 15. На фронт ушел добровольцем в августе 1942-го. Чтобы взяли, прибавил себе год. В его фронтовом маршруте – Пугачев, Харьков, Одесса, Кишинев… Затем Австрия, Румыния, Венгрия, Болгария. Несколько раз был тяжело ранен, лечился в госпитале и вновь – на передовую. С победой фронтовик вернулся домой не 9 Мая, а лишь спустя полгода – в ноябре 1945-го. Выучился, стал работать бухгалтером сельсовета. Проработал сорок лет. А что в результате? Ничего.

Дочь фронтовика пришла в редакцию как в последнюю инстанцию. В ее руках – толстая папка, в ней – вся переписка с чиновниками. Точнее, отписка: знаем, понимаем, но помочь ничем не можем. И как был в мае 2011-го у ветерана в списке очередников номер 28, так и остался. Мол, на этот год лимит исчерпан – 10 фронтовикам к

9 Мая уже дали квартиры. Правда, не все в них въехали. Ждут, когда будет достроен коммунальный дом. Такими темпами Зайтжан-ага дождется квартиры в лучшем случае лишь года через три.

– Разговоры о том, почему бы папе не встать в очередь на жилье, его раздражали – воевал не из-за орденов, машин и квартир, – рассказывает дочь Нурсауле. – С годами он как-то сам затеял разговор: может, квартирку в городе на старости лет дадут – с горячей водой, телефоном. Я начала бегать: сначала сказали – не положено, прописки нет.

 Ветеран с супругой десять лет назад переехали в город. Думали, поживут у детей, а там видно будет. Но у кого-то квартиры нет, у кого-то – условий. Три с лишним года назад наконец прописали фронтовика у одной из дочерей.

– Маме 77 лет. За ней самой уход нужен, а тут папа слег, – продолжает Нурсауле. – За полторы недели мы потеряли его дочь, мою сестру Иру, с четырехлетним сыном, зятя, а затем похоронили сноху. Раньше отец хоть с нами разговаривал. Сейчас молчит, только плачет. Последние три года они жили с Ирой, которая погибла в страшной аварии.

Сейчас Зайтжан-ага с женой ютятся в землянке, которую снимает один из сыновей.

– Пенсия у папы с мамой, конечно, неплохая, им хватает, но на эти деньги снимать квартиру нереально, – говорит дочь. – Ведь на что-то надо жить, опять же – лекарства.

Где награды?

И еще одно – отгремели салюты в честь 66-й годовщины Великой Победы, а фронтовик Тукибаев никак не получит свои награды.

– 25 января 1978 года в газете “Социалистик Казахстан” вышла статья фронтовика Мукана Акдосова “Был доблестным”. Он написал о подвигах моего отца, за что его и  наградили орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Второй орден дали “посмертно”. В полк сообщили, что папа умер в госпитале от потери крови, – продолжает Нурсауле-апа.

Фронтовик с просьбой помочь в получении заслуженных наград куда только не обращался.

– К сожалению, Зайтжана Тукибаева в списках награжденных орденом Отечественной войны I и II степеней нет ни по Байганинскому району, ни по Актобе. Списка награжденных орденом Красной Звезды вообще нет. Будем делать запрос в Россию, – говорит помощник начальника управления по делам обороны Алима ОРАЗАЛИНА.

P. S. Вот и остается уповать на то, что Зайтжан Тукибаев дождется и своих заслуженных наград, и квартиры. А пока уже известный факт сообщила нам заведующая сектором учета жилищного фонда Актобе Гульнур АЯГАНОВА:

– Всего в Актюбинской области осталось более трехсот ветеранов войны. В улучшении жилищных условий нуждаются 47 фронтовиков, Тукибаев в очереди – 28-й...

Сакен САБЫТХАНОВ, Актобе

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи