Опубликовано: 3300

Чиновничьи “пляски” на стройке века

Чиновничьи “пляски” на стройке века

В Южном Казахстане продолжают кипеть страсти вокруг земель, изъятых у крестьянских хозяйств под строительство международной автомагистрали Западная Европа – Западный Китай. В то же время благодаря нерасторопности наших чиновников мы можем получить эту трассу…совершенно бесплатно.

Дошло до противостояния

Практически в условиях… холодной войны с местными жителями проходит в различных районах Южно-Казахстанской области строительство полотна международной дороги, которая свяжет Западную Европу и Западный Китай. Так, в селе Курлык Сайрамского района люди запретили строительной технике вести работы на своих участках.

– Нам не только не заплатили компенсацию, но даже договор об изъятии земель на госнужды пытаются аннулировать, – говорит аксакал Шырынбек МЕЙРБЕКОВ.

– Еще в 2008 году мы получили предупреждение, что наши поля попадают под трассу, – говорит юрист крестьянского хозяйства “Кожас” Сабит НЫСАНОВ. – Представитель областного департамента автодорог сообщил, что за землю мы получим компенсацию. Но отныне ничего сажать не должны. Если произведем посадки и в связи со строительством урожай окажется уничтожен, то компенсации затрат не будет.

Людские проблемы как… “издержки производства”

В селе Курлык примерно у 300 семей сельскохозяйственные наделы оказались в зоне изъятия под строительство дороги.

– При этом не были четко обозначены границы, где пройдет трасса, – подчеркивает Сабит Нысанов. – Хотя сразу было понятно, что дорога займет лишь малую часть участков. Незанятую землю можно было использовать. В итоге в течение трех лет мы вообще боялись обрабатывать наши участки, так как постоянно говорилось, что строительство вот-вот начнется, но где оно пройдет – неизвестно.

 – А ведь для многих семей земельный надел – единственный источник существования, – подчеркивает Шынырбек Мейрбеков.

Лишь в декабре 2010 года после громкого скандала о том, что в Южном Казахстане в течение двух лет никак не могут начать строительство дороги, на полях села Курлык были проведены, так сказать, показательные работы по разбивке полотна. Но сразу появились новые проблемы.

– Примерно с 10 собственниками и арендаторами договор об изъятии земель и выплате компенсации не был заключен, нет даже оценки суммы компенсации, – рассказывает депутат раймаслихата Сайрамского района Бауыржан Нысанов. – Еще у 20 арендаторов договор пытается аннулировать департамент автодорог, который сам же его и заключил!

Шоковая терапия

Вообще-то подписание договоров – это первейшая задача самих чиновников. Ведь по условиям Международного банка развития, осуществляющего кредитование строительства трассы в Казахстане, до начала каких-либо строительных работ следует решить все вопросы отчуждения земель и компенсации. А тут крестьянам даже в ультимативной форме пришлось потребовать заключить эти соглашения. В результате 4 апреля областное управление Комитета автомобильных дорог заключило договоры с жителями “О размере возмещения убытков при изъятии земли на государственные нужды”. Но спустя неделю, 12 апреля, фермеры получили уведомление от директора департамента М. Ахметова о том, что договоры… расторгаются в связи с принятием 1 марта 2011 года нового Закона “О государственном имуществе”.

– Вначале департамент автодорог заключает с нами договор, видимо, на основании прежних законов, хотя к 4 апреля уже вступил в силу Закон от 1 марта “О государственном имуществе”, и в департаменте об этом должны знать, – говорит юрист Сабит Нысанов. – А через восемь дней ссылаются на это как на аргумент для расторжения договора.

Банк развития еще нас вспомнит!

В Южно-Казахстанском областном департаменте Комитета автомобильных дорог предлагают… не драматизировать ситуацию.

– Дело в том, что совсем недавно произошли значительные изменения в законодательстве, администрировании всей программы, – сообщил заместитель директора Южно-Казахстанского областного департамента Жаксыбек СЕЙДУАЛИЕВ. – Но все проблемы мы намерены решить в ближайшее время в соответствии с законом, учитывая интересы сторон. Что же касается оценки сумм компенсации, то сейчас идут очень большие проверки и перепроверки. Ведь мы, как госчиновники, несем уголовную ответственность за распределение средств.

В свою очередь руководитель мониторинговой группы Национального аналитического информационного ресурса (модератор программы строительства автотрассы Западная Европа – Западный Китай  по Южно-Казахстанской области) Бауыржан ИСАЛИЕВ считает, что Международный банк развития также не обращает внимания на нарушения требований по строительству автомагистрали:

– За два года я направил около 20 обращений к куратору проекта от МБР Жаку БЮРЕ о том, что в ходе строительства трассы в ЮКО имеются те или иные нарушения. Все это время он обещал, что обязательно разберется с проблемами. А 13 апреля сообщил мне, что в целом доволен проектом и изучать отдельные подробности не будет. Это, по сути, означает, что кредитование проекта будет осуществляться даже при наличии нарушений условий выполнения проекта. Таким образом, у Казахстана появляется возможность накапливать эти упущения, совершенные уже со стороны Международного банка развития, чтобы по окончании проекта предъявить ему решение о нелегитимности казахстанского долга. И соответственно отказаться выплачивать взятый кредит. Подобное уже имело место в Эквадоре и ряде других стран.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи