Опубликовано: 8200

Путь К ИСЛАМУ

Путь К ИСЛАМУ

Казахстан переживает настоящий бум исламизации. Одни учатся основам ислама в семье, другие приобщаются к нему через чтение книг, обсуждение на форуме в Интернете, третьи становятся на путь веры с помощью всевозможных проповедников. Можно сказать,что в этом вопросе в Казахстане царит настоящая свобода …

О том, что в Казахстане весьма отрывочные знания об исламе, можно судить хотя бы по учебникам религиоведения.

Что удивительно: на пресс-конференции по поводу качества одного такого учебника присутствовали сразу два представителя Русской православной церкви, но от Духовного управления мусульман – никого. Они нередко игнорируют прямой диалог с обществом на тему религии. Взять хотя бы тему одной из последних дискуссий в обществе – ношение хиджаба… Ссылка на отделенность государства от религии, увы, уже неактуальна, так как религия уже давно проникла во многие сферы жизни.

Дать взвешенные ответы на все вопросы, возникающие в обществе, наши богословы пока не готовы. Вот и приходится людям самостоятельно нащупывать дорогу к вере…

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ…

Один мой знакомый – человек с двумя высшими образованиями, назовем его Айдар – прожил достаточно бурную жизнь. К своим сорока годам он уже имел внушительный список похождений, пил водку, курил и считал себя… тенгрианцем!

Все разговоры на тему ислама заканчивались с ним полным фиаско. Однажды, когда Айдар возвращался с очередной вечеринки, его остановили два иностранца, спросили дорогу, а затем ненавязчиво перевели разговор на тему Бога… Они задавали простые вопросы, однако ответить на них Айдар не смог, и тогда они обменялись телефонами. Уже на следующий день новые знакомые, оказавшиеся мормонами, любезно пригласили своего нового друга на службу…

Доподлинно неизвестно, что же все-таки проняло Айдара, только недавно он позвонил мне и сообщил: “Ты знаешь, я стал мусульманином. И на меня повлияли… мормоны. Когда они задали вопрос, во что ты веришь, я вдруг осознал, что ни во что не верю. А потом подумал: а ведь тысячи людей идут в секты только потому, что не знают ничего другого”.

Другая история связана с моей родственницей, 17-летней студенткой. На их курсе изучали арабский язык. Она стала читать Коран. Вчитываясь в его суры, она все больше убеждалась: к прошлой жизни возврата больше нет. Она произнесла шахаду (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Пророк) и стала следовать всем предписаниям ислама.

И Айдар, и моя юная родственница сделали свой выбор осознанно и самостоятельно. Однако бывают и другие истории.

КУДА ПРИВЕДЕТ БОРОДА

Одна моя знакомая и слушать не хочет ничего об исламе.

– Я против этого фанатичного следования исламу. Насмотрелась!

Ее муж несколько лет назад увлекся ваххабизмом. Отпустил бороду, стал ходить на какие-то собрания. У него появились такие же бородатые наставники, которые учили, что все окружающие его – кафиры (неверные), и все они совершают харам (грех). Дошло до того, что он забросил работу, так как это тоже оказалось грехом, а затем поставил перед женой условие: либо она примет ислам, наденет хиджаб и будет во всем слушаться мужа. Либо он оставит ее с двумя детьми одну.

Жена была согласна следовать за мужем. А муж требовал от жены все больших уступок: теперь он запретил ходить на работу и ей, затем запретил детям смотреть телевизор, общаться в Интернете… В конце концов жена не выдержала и взбунтовалась.

– Если все делать по-доброму, я бы приняла любое мировоззрение мужа, но мне стало казаться, что у меня и моих детей начинают отнимать право на обычную человеческую жизнь, – вспоминает с грустью знакомая. – И я тогда сама ушла от своего мужа…

МЫ – ЗА СРЕДНИЙ ПУТЬ

Заместитель Верховного муфтия Казахстана Мухаммед ХусейнАЛСАБЕКОВ:

– Большинство заблуждений приходит к нашей молодежи из-за границы: там учатся, ищут себя, многих дорога приводит к исламу. Но не всегда на пути встречаются люди, которые ведут их правильным путем. Идеологи ваххабизма предлагают соответствующую литературу, диски, проповеди, газеты, одурманивают через Интернет. А там полная мешанина: материалы традиционного толка подаются вперемешку с идеями ваххабизма. И неспециалист здесь не разберется. Поэтому, если ты не знаком с традициями ислама в своей стране, нужно воспринимать любую информацию очень осторожно.

У нас в Казахстане исповедуется ислам ханафитского мазхаба. Ханафитская школа отличается демократичностью взглядов и облегченностью богослужения по сравнению с другими школами.

Согласно правилам ханафитской школы, если кто-то уверовал в единство Всевышнего Аллаха и признал пророчество Мухаммада правдивым, то он является правоверным мусульманином.

Из всех четырех школ она самая умеренная и близка к природе и духовным особенностям нашего народа.

Сегодня перед мусульманами Казахстана стоит задача возродить традиционный ислам – и не столько его обрядовую сторону, сколько духовную составляющую.

Зачастую сторонники ваххабизма называют себя в Казахстане салафитами.

Откуда салафиты взялись в нашей стране?

По словам заместителя директора Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, востоковеда, доктора исторических наук Аширбека МУМИНОВА, фундаменталисты считают, что при пророке Мухаммаде и его сподвижниках существовала некая община (умма), которая придерживалась “истинного”, “чистого” ислама, впоследствии после их смерти в ислам стали вноситься новшества (“бид-а”), в итоге якобы мы имеем суррогат ислама, поэтому салафиты критикуют другие мусульманские общества, которые появились в разных частях мусульманского мира, и говорят, что эти новшества надо искоренять и восстанавливать чистый ислам. Но у нас свой путь. Ведь традиционно мы придерживались так называемого среднего, умеренного пути в исламе…

ИЗ ОДНОЙ КРАЙНОСТИ В ДРУГУЮ?

Впрочем, не только ваххабизм активно проникает в умы молодых казахстанцев. Среди прочих течений очень активно дает о себе знать и коранизм. Заместитель Верховного муфтия Мухаммед Хусейн Алсабеков назвал коранитов “горе-пророками, посягающими на незыблемые основы исламского вероучения”.

– У этих людей отсутствуют элементарная культура и знания об исламе, – рассказал нам наиб-муфтий. – Отличие коранитов от других мусульман в том, что они отвергают хадисы (изречения и действия пророка Мухаммада) и его Сунну (их совокупность) за то, что они якобы непоправимо искажены консервативным духовенством и не соответствуют первоначальному виду, преподнесенному пророком. Свою пропаганду кораниты ведут через открытый в Северной Вирджинии его основателем Ахмедом Мансуром и его сыновьями Международный коранический центр и интернет-сайт на английском и арабском языках. Там же они публикуют свои фетвы. Например, одна из них разрешает мусульманам наркоторговлю и наркоманию, поскольку однозначного запрета, по их словам, на эти явления в Коране не прописано.  

ТЮРМА и ВЕРА

Немногочисленные специалисты утверждают: ислам проникает в нашу страну разными путями. Зачастую… через тюрьмы Казахстана. Особенно это заметно в учреждениях уголовно-исполнительной системы на западе Казахстана.

– Представьте, что оступившийся человек попадает в тюрьму по какому-то большому или малому поводу, – рассказал мне один, пожелавший остаться неизвестным, специалист. – Там ему необходимо как-то выживать. Либо жить по понятиям зоны, а значит, подчиняться тюремной иерархии и блатным законам, либо объявить себя приверженцем ислама, коих в наших тюрьмах тоже немало. Это дает им своего рода щит. Его начинают обрабатывать, зачастую напирая на идеи социальной справедливости, остро приправляя идеями радикального исламизма. И на свободу уже выходит готовый террорист.

Некоторые эксперты также отмечают, что гуманизация исполнительной системы и передача КУИС из ведения МВД в Министерство юстиции позволят это делать в той или иной мере успешно.

Компетентно
ПРИМЕРЯЯ РАЗНЫЕ ОДЕЖДЫ
По мнению председателя Исламского комитета России Гейдара ДЖЕМАЛЯ, кораниты заняты расчисткой места под себя в том казахстанском пространстве, которое можно считать мусульманским.

– Но я не думаю, что в значительной степени эти люди являются глубоко верующими. Они побывали салафитами, ваххабитами, суфиями, как бы примеряя на себя разные одежды, перед тем как решили сесть на этого конька явно для того, чтобы обозначить себя особым брендом.

Компетентно
ЧТО НАМ ГРОЗИТ?
По мнению заместителя директора Института востоковедения имени Р.Б. Сулейменова, религиоведа, доктора исторических наук Аширбека МУМИНОВА, в Казахстане ислам развивался с VIII века нашей эры. А с XIV века на его территории сложился традиционный ислам, и наши богословы, среди которых, к примеру, Хусам ад-дин ас-Сыгнаки, были весьма авторитетны в исламском мире.

– Однако со временем, особенно после попадания казахских земель в зависимость от царской России, были предприняты попытки христианизации, многие богословские труды были уничтожены, а богатое наследие наших теологов и они сами канули в Лету.

Позже советская власть довершила начатое. И к своей независимости Казахстан подошел малограмотным в религиозном отношении обществом. У наших граждан, приобщавшихся к исламу, практически мало было сильных наставников, учителей, богословов. Этим не преминули воспользоваться зарубежные миссионеры. Они щедро финансируются из своих стран, таких как Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Сирия. Молодежь со временем стала создавать свои общины, базирующиеся на разных идеологических фундаментах – салафизме, ваххабизме… Я считаю, что такое многообразие таит в себе угрозу для стабильности и единства казахского общества.

Справка
Данные Комитета по религиям Министерства культуры РК:
Если на 1 января 1990 года в Казахстане действовало 671 религиозное объединение, представляющее 10–15 конфессий, то к началу 2011 года их число выросло до 4479, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций.

В настоящее время в Казахстане запрещена деятельность 15 террористических организаций, так или иначе приписывающих себя к исламу: в их числе помимо Аль-Каиды, Исламского движения Узбекистана, Курдского народного конгресса, Исламского движения Восточного Туркестана фигурируют и “Братья-мусульмане”, движение “Талибан”, “Боз гурд”, “Асбат аль Ансар”, Жамаат моджахедов Центральной Азии. Запрещена деятельность признанной экстремистской организации Хизбут-Тахрир и оккультных течений “Алля Аят” и “Ата жолы”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи