Опубликовано: 3900

Приказной порядок, или Правила игры для министерства оперы и штанги

Приказной порядок, или Правила игры для министерства оперы и штанги

Почти год назад все казахстанские спортивные федерации обязали получить аккредитацию от министерства культуры и спорта. К чему приведет это: к контролю государства над общественными организациями или санкциям со стороны международных спортивных структур?

Приказ №127

27 ноября прошлого года министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы подписал приказ №127, который не вызвал большого общественного резонанса, но стал очень обсуждаемой темой в узких спортивных кругах.

В четвертый раз от всех без исключения федераций по видам спорта потребовали пройти обязательную процедуру аккредитации, ссылаясь на принятый в июле 2014-го Закон о спорте.

Спортивные федерации в Казахстане хоть и являются общественными организациями, но большинство из них очень зависимо от того, расположено к ним государство в виде министерства культуры и спорта и подотчетных им структур или нет. От этого отношения зависит, в каком объеме будут финансироваться мероприятия, сборы и прочее, что составляет подготовку атлетов. Если же денег выделяется минимум, а спонсоров найти не получается, то и сам вид, и федерация влачат жалкое существование. Поэтому за всеми приказами и циркулярами, появляющимися из недр министерства, отвечающего за спорт, в подавляющем числе федераций следят внимательно.

Как это было

Первая попытка “посчитать все федерации” была предпринята в 2004-м во времена Даулета Турлыханова. С тех пор поставить в аккредитационный строй общественные спортивные организации до ноября прошлого года пытались еще дважды.

– Те, кто хотя бы раз сталкивался с этой процедурой, убедились, насколько это затратное мероприятие, – сказал сотрудник одной из федераций, пожелавший в силу понятных причин не называть свое имя. – Только для того, чтобы нотариально заверить устав, требуется как минимум 11 тысяч тенге. Учитывая, что заявление на аккредитацию надо подавать не только республиканской федерации, но и всем ее филиалам, можете посчитать сами, в какую сумму выльется только эта опция. А есть еще оформление самых разных документов. И процесс аккредитации может обойтись, по самым скромным подсчетам, в 200 тысяч тенге.

Когда в ноябре прошлого года Арыстанбек Мухамедиулы поставил подпись под приказом № 127, в котором было сказано, что всем федерациям, уже имеющим аккредитацию, необходимо пройти этот процесс заново, тряхануло многих. И имена “пострадавших” заслуживают упоминания хотя бы потому, что многие читатели услышат названия этих организаций в первый раз.

Это:

* Федерация автомотоспорта

* Национальная федерация таэквондо ITF

* Федерация карате-до кёкусинкай

* Национальная федерация баскетбола

* Всеказахстанская организация кёкусинкай-карате

* Национальная федерация пауэрлифтинга, бодибилдинга и фитнеса

* Федерация картинга

* Федерация панкратиона

* Федерация спортивного ориентирования

* Республиканская федерация джиу-джитсу и смешанных видов единоборств

* Федерация современных и спортивных танцев

* Казахстанская федерация командной игры “Ордабасы”

* Федерация радиоспорта и радиолюбителей.

Неспортивный аккорд

Что же жаждет узнать министерство оперы и штанги от федераций, желающих получить аккредитацию? Очень многое. Арыстанбек Мухамедиулы со товарищи жаждут узнать “сведения о персональном составе руководящего состава организации”, “комплексную программу по развитию вида спорта” и т. д. Удивляет, что от каждой федерации требуют сдать правила по своему виду спорта. Как будто, скажем, в футбол в мире играют по одним стандартам, а в Казахстане по другим.

Министерство культуры и спорта требует для получения аккредитации “копию документа, подтверждающего членство в международной спортивной организации, признанной Международным олимпийским комитетом, Олимпийским советом Азии или международным конвентом “Спорт-Аккорд”.

Если с МОКом и ОСА – а точнее, необходимостью иметь их признание – все предельно ясно, то почему нашему министерству культуры и спорта достаточно признания такой странной структуры, как “Спорт-Аккорд”?

На последней генеральной ассамблее “Спорт-Аккорда” в Сочи руководитель этой организации и по совместительству президент Международной федерации дзюдо Мариус Визер выступил с резкой критикой МОКа.

– Вся система МОКа устаревшая, неправильная и совсем непрозрачная. Олимпийские игры принадлежат всем нам, а нам нужны реальные изменения… Я хочу показать, в каком состоянии находится спорт сейчас. МОК считается самой крупной и влиятельной спортивной организацией. И это действительно так. Однако МОК считает себя также единственным лидером в мире спорта. Мы уважаем и признаем и олимпийское движение, и Олимпийские игры. Но за этим должна стоять настоящая, здоровая, работающая система, – заявил Визер.

После скандальной речи главы “Спорт-Аккорда” организацию в срочном порядке стали покидать видные международные федерации, входившие в эту структуру: они испугались, в том числе и возможной конфронтации с МОКом. Наше же министерство культуры и спорта, похоже, этим не напугать.

Финансы и романсы

Интересует наше спортивное ведомство и еще один немаловажный момент: для получения аккредитации федерации необходимо указать источники финансирования своей деятельности. Для чего это необходимо государственному органу, если деньги на функционирование будут выделены спонсорами?

Что стоит за стремлением министерства культуры и спорта аккредитовать все спортивные федерации? Для чего эта процедура, названная как “признание полномочий”, так необходима? Не стоит ли за этим цель увеличить свое влияние на общественные организации и обеспечить контроль над их деятельностью? Еще один важный вопрос: стоит ли считать подобную практику вмешательством государства в дела общественной организации?

Достаточно потратить несколько минут на поиск в Google, чтобы стало понятно: подобные прецеденты происходили во многих странах мира. Но практически всегда они не оставались незамеченными. В июле этого года Международная федерация баскетбола пошла на беспрецедентный шаг: дисквалифицировать Российскую федерацию баскетбола из-за вмешательства в ее деятельность со стороны старого руководства РФБ. Правда, в скором времени дисквалификацию отменили, но ведь прецедент-то был!

Впрочем, в самом министерстве культуры и спорта считают, что ничего противозаконного в происходящем нет.

– Аккредитация спортивных федераций осуществляется в рамках Закона о спорте. В связи с этим контроль министерства не является беззаконным вмешательством в деятельность федераций, – таков ответ министерства культуры и спорта на журналистский запрос.

И все же очень интересно, что произойдет с теми федерациями, которые не получат аккредитацию. Ответ министерства культуры и спорта лишь добавляет тумана: “У неаккредитованных спортивных федераций не предусмотрены обязанности и права по развитию вида спорта на республиканском и местном уровне”. И как это понимать: этим видам спорта урежут финансирование?

Пока лишь известно, что за прошедшие 11 месяцев со дня опубликования приказа, по данным “КАРАВАНА”, вожделенное признание обрели восемь федераций. В их числе бокс, борьба, тяжелая атлетика и дзюдо. Всем остальным этот тернистый путь еще только предстоит пройти.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи