Опубликовано: 7600

Вроде не бездельники и могли бы жить, нам бы все обменники взять и отменить

Вроде не бездельники и могли бы жить, нам бы все обменники взять и отменить

Объявить эпоху тенге и запретить хождение “чужестранцев” на территории Казахстана, а заодно закрыть обменники, ввести ответственность, вплоть до уголовной, за спекуляции с иностранной валютой. С такими предложениями “КАРАВАН” вышел в прошлом номере. Сегодня мы публикуем мнения граждан нашей страны об этой идее.

Как выяснилось в ходе опроса, к столь радикальным переменам, призванным укрепить статус тенге, готова лишь малая часть населения – уж слишком глубока на данный момент инвалютная зависимость. Мы опасаемся “ломки” и в принципе не представляем, как можно жить без зеленых, фиолетовых и прочих бумажек.

Раскол в стане коммунистов

А вот коммунист и депутат Мажилиса, до сих пор держащий на столе календарь с портретом отца народов, Владислав КОСАРЕВ уверен: без доллара и другой СКВ (свободно конвертируемая валюта) обойтись не только можно, но и должно.

– В советское время, когда выезжали в другую страну, шли в банк, и нам выдавали командировочные в долларах. Но давали их для использования в аэропортах во время стыковок – в стране пребывания мы пользовались местной валютой. Например, поехал я на Кубу, мне полагалось 17 долларов. А свободного хождения валюты не было, и никто не испытывал в ней нужды, – ностальгирует последователь марксизма, ныне входящий в состав комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента.

По мнению Косарева, все современные проблемы сводятся к тому, что США пытаются усилить свое экономические господство во всем мире.

–  Долларом Америка давит на экономики чужих стран и приводит их в бедственное положение. Еще в 90-м я слышал от одного экономиста из Африки: ни одна страна, запустившая в оборот американскую валюту, еще не вышла из долларовой зависимости. Экономическая экспансия США заключается не только во внедрении доллара, они еще и экономики кладут на бок и не дают развиваться. Для этого у них есть рычаги, целые институты, – уверен коммунист. – Мы – суверенная страна и не должны ни от кого зависеть. И если хотим развивать с союзниками по ЕАЭС экономику, то надо договориться о взаиморасчетах: вы продаете нам свои товары по своей цене, а мы их покупаем в наших деньгах.

При этом Владислав Косарев отмечает: слова “запретить” он не приемлет, а вот создание условий для работы с партнерами в тенге всячески поддерживает.

А вот коллега коммуниста по парламентской фракции Турсунбек ОМУРЗАКОВ принципиально против запрета на хождение инвалюты в стране. Экономист с депутатским портфелем признает: тенге, хотя и получает регулярно признание за рубежом как нацвалюта с хорошим дизайном и степенью защищенности от подделок, в весовой категории доллару проигрывает. А потому отказываться от инвалюты, тем более в эпоху открытых границ, неправильно.

– Казахстан – сырьевая и импортозависимая страна. И иметь иностранную валюту крайне значимо для нашего бизнеса. Когда поднимем экономику на соответствующий уровень – тогда можно будет отказываться от доллара. Хотя те же Арабские Эмираты, имеющие производство валовой продукции 50 тысяч долларов на человека (у нас этот показатель равен 13 тысячам), от американского доллара не отказываются. При этом постоянное соотношение дирхама к доллару – 3,5 к 1. Когда тенге пришел на смену рублю, соотношение к доллару было 4,5 к 1. А сейчас почти 70 к 1! О каком запрете на доллар вообще можно говорить в данном случае? – вопрошает депутат.

Пример – Узбекистан

Депутат Айгуль СОЛОВЬЁВА также уверена:

– Запрещать доллар – неправильный подход. Наша Конституция говорит, что мы свободны в своем экономическом выборе. Поэтому я никогда не поддерживаю пути запрета, а выступаю за стимулирование и мотивацию. И в данном контексте нужно создать столько продуктов в самой стране, чтобы тенге укреплялся.

Политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ в свою очередь отмечает, что в случае запрета на хождение иностранной валюты ликвидность тенгового рынка увеличится.

– Многие страны пытаются дедолларизировать свою экономику, но получается это у тех, кто эффективно поставил на ноги собственное производство. Казахстан же только на пути к этому. Большинство потребительских товаров к нам завозится из-за рубежа, покупается за валюту, – констатирует эксперт и напоминает, что в стране целая армия самозанятых, покупающих в обменниках доллары и евро и привозящих из-за границы многие товары, необходимые казахстанцам.

– Чем эти люди будут заниматься, если закрыть обменные пункты? Тем более что курс покупки-продажи в них часто выгоднее, чем в банках. Да и в обменниках по всей стране работает большое количество людей. Кто их будет трудоустраивать? Есть хороший пример наших соседей. В Узбекистане давно уже существует черный рынок валюты, курс которой примерно на треть выше официального. Нам это надо? Запрет на хождение валюты лишь подстегнет ее курс, а часть экономических операций уйдет в тень, – считает Эдуард Полетаев.

Солидарен с коллегой и представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат ШИБУТОВ:

– Реальная дедолларизация обеспечивается большим внутренним производством, которое обеспечивает собственный рынок товарами, и из-за этого иностранная валюта становится ненужной. Иностранная валюта не нужна, если ты отдыхаешь внутри страны, где созданы все условия для туризма. Иностранная валюта не нужна, если большая часть населения расплачивается мультивалютными карточками и вся сфера обслуживания готова к приему безналичных платежей. Иностранная валюта не нужна, если курс вашей валюты стабилен, а инфляция ниже, чем проценты по банковскому депозиту. В противном случае  вам всегда нужны будут иностранная валюта и обменные пункты.

С водкой, икрой, сувенирами

Экономист Азамат НУРСЕИТОВ между тем акцентирует внимание на том, что введение запрета на использование инвалюты только усложнит текущую ситуацию.

– Запрещай не запрещай, но сегодня доллар – более устойчивая валюта, чем любая другая. Стоимость жилья, автомашин и много другого мы сравниваем именно в американской валюте. Девальвации, политика свободного плавания тенге еще больше подтолкнули людей к тому, чтобы они держали свои средства в долларах. А надо повышать доверие к тенге, но это уже задача правительства и Нацбанка, – говорит эксперт.

Экономист Вячеслав ДОДОНОВ замечает, что у любой инициативы должна быть оправданная цель:

– В данном случае это укрепление тенге. Но дело в том, что многие инициативы в этой сфере, которые озвучиваются в последнее время, к счастью, не доходят до практической реализации. Почему к счастью? Да потому что в основе их находится неверный посыл: мол, основную дестабилизирующую роль на валютном рынке играет население или иностранцы, которые что-то тут обменивают. Это абсурд! У нас экономика экспортоориентированная, с объемами ежегодного экспорта более 80 миллиардов долларов, а импорта – 50–60 миллиардов. И мы зависим от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары.

Высокая вовлеченность в мировую экономику, продолжает экономист, проявляется также в инвестиционных потоках.

– В Казахстане много иностранных инвестиций, которые приходят, а затем выводятся в виде доходов иностранными инвесторами. Причем выводятся в инвалюте. Все эти факторы и делают погоду на нашем валютном рынке. А не население, хранящее деньги на депозитах или скупающее-продающее наличную валюту. Соответственно закрытием обменников в принципе невозможно изменить баланс сил на рынке, – резюмирует Вячеслав Додонов.

Экс-дипломат Казбек БЕЙСЕБАЕВ признался, что даже не представляет, как может быть реализован запрет на хождение инвалюты:

– Мы же часть мирового сообщества, а доллар или евро – мировые валюты. Как мы будем выезжать за границу? Как во времена СССР – с водкой, икрой, сувенирами, чтобы по приезде продавать за валюту?

На эти доллары покупаем айфоны

Глава Национального банка Казахстана Кайрат КЕЛИМБЕТОВ запрет на долларовый, рублевый, евровый и прочий инвалютный оборот называет крайне радикальной мерой.

– Мы не можем отказаться от доллара, потому что это резервная мировая валюта. И средства Нацфонда также хранятся в долларах. Наша экономика интегрирована в мировые процессы, мы продаем нефть, получаем доллары, на эти доллары покупаем айфоны. Они же за тенге не продаются, – проинформировал нас главный банкир страны.

Что касается идеи закрыть обменники, то в России, говорит председатель Нацбанка, работают только банковские обменные пункты.

– В перспективе, думаю, наши небанковские обменные пункты должны как-то интегрироваться. Но со стороны Нацбанка административных или волюнтаристских решений в этом вопросе не будет. Мы тесно работаем с обменными пунктами, повышаем требования к их деятельности – к капиталу, системе безопасности. Это улица с двусторонним движением, и у нас есть понимание, – отмечает Кайрат Келимбетов.

Ну а предложение наказывать валютных спекулянтов, которое мы выдвинули вкупе с идеей табуировать доллары и прочую инвалюту, руководитель Нацбанка не поддержал.   

– Спекуляция – это термин экономический, а не уголовный, – сказал, как отрезал, главный банкир страны.

***

Рашид БАКИРОВ, академик Академии естественных наук РК:

– К идее запрета доллара я не стал бы относиться с легкостью. На первый взгляд видны плюсы – тенге перестал бы зависеть от других валют, и население и банки в этом случае не стали бы влиять на девальвацию или ревальвацию нацвалюты. Но в плане макроэкономики это невозможно. Расчеты при экспорте и импорте производятся в долларах. И уже по этой причине перейти полностью на нацвалюту не очень реально. Можно допустить ситуацию, при которой будет введен запрет на продажу и покупку инвалют для населения. Но здесь мы опять сталкиваемся с нашей действительностью. Где людям брать российские рубли, доллары или евро при выезде за границу? Так что идея эта представляется мне малореальной.

Шухрат ХАШИМОВ

Тараз

***

Алексей, 29 лет, водитель:

– Это очень хорошая идея. Сейчас народ просыпается и смотрит на обменники, хотя в кармане ни гроша нет, как будто от курса доллара у него денег прибавится. Если обменники закрыть и запретить иностранные валюты, социальная напряженность спадет. Люди не будут отвлекаться на ненужные волнения.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА

Уральск

***

Тимур САЙФУЛЛИН, второй секретарь Карагандинского обкома КНПК:

– Я считаю абсурдным, что в Казахстане расплачиваются валютой других стран. У нас есть собственные деньги, и только они должны быть в ходу. При расчете с другими странами можно пользоваться валютой, а внутри страны должен остаться только тенге. Те же, кто выезжает за рубеж, могут открыть пластиковую карту с конвертацией валюты. Это очень удобно: не надо ничего менять, а, приезжая в какую-либо страну, просто снимать в банкоматах деньги.

Валентина МАХОТИНА, общественный деятель:

– Я отношусь к такой идее категорически отрицательно. Такая реформа никоим образом не исправит ту экономическую ситуацию, в какой находится наше государство. После инфляции, девальвации это может привести еще и к тотальной слежке за сбережениями граждан Казахстана, которые те, потеряв доверие к государству, хранят в банке, но не второго уровня, а стеклянной.

Лариса ЧЕН

Караганда

***

Галия СКАКОВА, индивидуальный предприниматель:

– Более глупой идеи я давно не слышала. Ну представьте: ко мне в ближайшее время собираются приехать друзья из Канады. Раньше они могли сойти с трапа самолета и сразу же в обменнике поменять небольшую сумму на тенге на такси или купить бутылку воды. Но если обменники закроют, то гость нашей страны будет лишен элементарного. А главное: я не понимаю, почему государство может позволить себе игры с валютой, а те, кто содержит страну за счет налогов, должны быть лишены такой возможности?

Николай ИСАЕВ, вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций:

– Экономике это не принесет никакой пользы. Люди как меняли деньги, так и будут это делать. Официальный запрет приведет к черному рынку. Единственное решение, которое я вижу: правительство должно работать над укреплением тенге. Тогда казахстанцы не будут вкладывать свои сбережения в доллары или евро. А вот методику обмена валюты нужно упорядочить. Пунктов обмена много. В микрорайоне, где я живу, на расстоянии 50 метров расположено четыре обменника. В некоторых странах СНГ введены более строгие ограничения, и обмен валюты не является таким обыденным и повсеместным, как покупка буханки хлеба. И, я думаю, у нас должно быть точно так же.

Алла БЕЛЯКИНА

Семей

***

Геннадий ЗАВЬЯЛОВ, экс-директор Зыряновского горно-обогатительного комплекса:

– Продажа валюты в обменниках – это спекулятивный бизнес, который опутал финансовую систему до самого Нацбанка. Во время девальвации спекулянты за несколько дней могли стать миллионерами. Пользы экономике от этого никакой, только вред. Обменники не нужны. В Казахстане внутренний рынок с валютой не связан, все расчеты должны быть в тенге. А если кому-то нужна валюта – пусть идет в банк и конвертирует нужную по курсу Нацбанка.

Владимир РЕЗАНОВ, президент Восточно-Казахстанской ассоциации лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности:

– В командировке в Алтайском крае я на себе испытал, что такое отсутствие обменников. Вечером, когда банки закрыты, невозможно купить рубли, то есть невозможно заправить машину, поужинать, снять номер… В желании закрыть свободное хождение валюты и обменники я вижу ущемление интересов простых граждан. Не надо забывать: запреты всегда порождают теневой бизнес, торговля валютой может уйти в тень.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ

Усть-Каменогорск

***

Александр ШПИГОЦКИЙ, правозащитник:

– Давно надо было запретить хождение доллара и евро. Это ничем не подкрепленные деньги – фантики. Мы сами раздули их значимость. Парадокс: петропавловцы назначают цену на недвижимость, машины в долларах, а юридически сделки совершают в тенге. Скачки цен на валюту постоянно приводят к проблемным ситуациям в сделках, люди идут в суды, загружают судебную систему, тратят нервы. Уверен, без доллара наша жизнь никак не изменится.

Инна ЛОПАТКО

Петропавловск

***

Алия БЕККУЖИЕВА, председатель союза предпринимателей и работодателей Атырауской области:

– Не надо бросаться из крайности в крайность. Полностью отказаться от долларов не получится. Нам, производителям, нужно развивать свой бизнес с учетом новых технологий, инноваций, использовать науку, иначе мы и дальше будем закупать товары и оборудование за рубежом.

Светлана НОВАК

Атырау

***

Еркин САРСЕМБАЕВ, бывший сотрудник КНБ:

 – Считаю, что запрет серьезно укрепит национальную валюту и даст ей возможность быть конкурентоспособной на мировом рынке валют. В то же время, как прагматик, могу сказать, что такой ситуации в принципе не может быть, так как любой запрет хождения и использования инвалют не будет допущен многими структурами, в частности коммерческими, и чиновниками. Уход от использования инвалют отрежет пути поступления черного нала в коммерцию и в нелегальные доходы чиновников. Соответственно это скажется на доходах всех структур и персон, имеющих возможность работать с иностранцами.

Айгуль КЕНЕСАРИНА, директор одной из фирм Кызылорды:

– К запрету хождения иностранной валюты отношусь отрицательно. В СССР всё было в рублях, нуждающееся в долларах население покупало их у валютчиков, закон последних наказывал, но те все же существовали. Зачем возвращаться в прошлое? А обменники, как вид предпринимательства  имеют право на жизнь.

Елибай ДЖИКИБАЕВ

Кызылорда

***

Асель НУРЖАНОВА, жительница Актобе:

– Мне все равно. У меня, к сожалению или к счастью, нет накоплений ни в тенге, ни в долларах, так что лично мне беспокоиться не о чем (улыбается).

Я считаю, что смысла закрывать обменные пункты нет. Во-первых, останутся банки второго уровня. Как раз они и заработали на девальвации и росте доллара бешеные деньги. Во-вторых, снова появятся валютчики. Какая разница?

Асия НУРЛЫБАЕВА

Актобе

Юрий АРТЮКОВ, оценщик:

– Давно напрашивается эта мера. Экономике тяжело выдержать двойную денежную систему, ведь никто не знает, сколько у нас ходит долларов. Избавление от них – это наша независимость. Мы суверенное государство или нет? Богатые казахстанцы средства хранят в долларах! И они лежат в западных банках! Криминал у нас и в России основан на долларах – на них наркотики покупаются и взятки даются. В России тоже начинают говорить доллару: “Хватит!”. Если Россия откажется от хождения доллара, то что делать нам, находящимся в одном экономическом пространстве?

Ризабек ИСАБЕКОВ

Павлодар

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи