Опубликовано: 3200

Казахстанская туротрасль. В отпуск, без содержания?

Казахстанская туротрасль. В отпуск, без содержания?

“Пляски” с тенге могут окончательно добить туристскую отрасль Казахстана – желающих отдохнуть в других странах, как и у себя на родине, становится все меньше. Еще одним ударом для туристов и турфирм могут стать скакнувшие цены на авиаперевозки.

Переход тенге к свободно плавающему курсу моментально отразился на туристской отрасли: цены даже на сравнительно дешевые направления подскочили до заоблачных высот. Более того, они ежедневно меняются, подстраиваясь под курс валют в обменных пунктах и банках. Чтобы окончательно не прогореть, турфирмы сбывают заранее выкупленные блоки мест на чартерных рейсах по бросовым ценам. Так, путевка на курорты Египта в пятизвездочный отель на 26 августа стоила 350–450 долларов, включая авиаперелет, проживание, питание по системе “все включено”. Семидневный тур в ОАЭ можно купить еще дешевле.

– Работаем себе в убыток, спрос сильно упал, чего скрывать, – рассказала менеджер одной из турфирм Наталья. – Цены на туры меняются по нескольку раз в день, что вызывает непонимание у клиентов. Но у нас нет другого выхода: расчеты с партнерами мы производим в долларах, евро. Бывает, клиенту приходится еще и доплачивать за тур, если расчет был произведен ближе к вечеру, – деньги не успеваем перевести. В целом рынок пребывает в депрессии, к чему это приведет – страшно подумать! Эксперты говорят о резком спаде пассажиропотока за границу –  примерно на треть. Как следствие, турфирмы будут закрываться.

Мы попросили просчитать: сколько будут стоить самые популярные направления в октябре – ноябре? На другом конце провода пояснили: цена напрямую будет зависеть от курса тенге, стоимости авиабилетов и в целом тенденций на рынке. В другой турфирме с ходу предложили путевки в Египет вместо прежних 800–900 долларов по 1 500–2 000 долларов с человека.

Билеты подорожали

Свободно плавающий курс тенге привел к увеличению цен на авиабилеты. Так, с 25 августа авиакомпания SCAT повысила тарифы на 20 процентов на все международные направления.

Пресс-служба национального перевозчика “Эйр Астана” сообщила: тарифы на внутренние рейсы остались на том же уровне, а на международные рейсы повышены на уровень прошедшей девальвации тенге. Тарифы других участников международного рынка, услугами которых также пользуются казахстанцы – Lufthansa, KLM, British Airways, Asiana, Etihad, “Аэрофлот”, обновляются в системах бронирования по курсу Национального банка за предыдущий день. Привязка тарифов на международные рейсы к доллару США или евро является общепринятой мировой практикой.

Под кем будет туристская отрасль?

Банкротство туроператоров – в 2014 году “Гульнар Тур”, в 2015-м – Travel System – больно ударило по рынку: закрылось несколько десятков турфирм. А рынок выездного туризма по итогам 2014 года обрушился в среднем на 25–30 процентов.

Существуют вполне резонные опасения, что девальвация тенге приведет к еще большему сокращению представителей сферы туризма. По данным агентства РК по статистике, в 2011 году в РК работало 1 715 турфирм, в 2012-м – 1 994, в 2013-м – 1 705. В 2014 году их оставалось чуть более 1 000 после банкротства туроператора “Гульнар Тур”. Сколько компаний выживет к концу 2015 года – эксперты не берутся даже считать.

– Апатия достаточно высокая, и причин тому много, – говорит официальный представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана Денис КРИВОШЕЕВ. – Руководители туркомпаний не могут найти общего языка со страховым рынком. Мы поднимали этот вопрос еще минувшей зимой, но до сих пор половина туристского рынка находится вне закона – истекли сроки или были разорваны страховые договоры. Проблема очевидная, но ее не решают. Государством было допущено много ошибок, что сделало отдых казахстанцев гораздо дороже. Возьмем закрытое небо для иностранных авиакомпаний, лоукостеров. Нет понимания того, как рынок будет двигаться дальше. Ходят слухи, что туристскую отрасль вообще передадут другому министерству. По этому поводу мы уже готовим официальное обращение.

Чиновники постоянно говорят о развитии внутреннего туризма. На этом фоне больше всего удивило строительство новой дороги на Иссык-Куль. Ведь в Казахстане много перспективных мест отдыха, в которые можно и нужно вкладывать деньги. По самым скромным подсчетам примерно 300 миллионов долларов ежегодно казахстанцы вывозят на Иссык-Куль.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи