Опубликовано: 3800

Теория разбитых окон. Как победить преступность?

Теория разбитых окон. Как победить преступность?

Государства столетиями тратят миллиарды на содержание полиции и спецслужб, но эффекта от их работы как-то особо и не видно. Более того, часто сами полицейские начинают жить не по закону, а по понятиям, совершают преступления и покрывают бандитов. Есть ли другие методы борьбы с преступностью? Современная история показывает, что такие способы есть.

В 1993 году мэром Нью-Йорка стал Рудольф Джулиани. Он пришел к власти под девизом борьбы с преступностью. Богатый город задыхался от криминала. Каждый день фиксировалось более 1 500 преступлений, 6–7 убийств в сутки. Изнасилования и грабежи стали обыденностью. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Поэтому лозунг о тихой и спокойной жизни не мог не затронуть сердца горожан.

Как оказалось, Джулиани был сторонником “теории разбитых окон”. Поэтому первый ход мэра по наведению порядка стал неожиданным – он приказал наказывать всех мелких нарушителей закона, даже в ущерб раскрытию более тяжких преступлений. Первым делом полиция начала штрафовать чистильщиков окон. Оказалось, среди них было множество рецидивистов, на которых наложено множество неоплаченных штрафов. В метро полиция вылавливала тех, кто перепрыгивал через турникеты, не желая платить за проезд. Так было задержано множество лиц с доказанным хулиганским прошлым. Постепенно метро стало безопасным, а жители города, видя работу полиции, начали активно помогать ей в борьбе с преступностью.

Теория разбитых окон гласит: необходимо бороться с мелкими преступлениями, чтобы не допускать увеличения их числа и перехода ощущающих свою безнаказанность криминальных элементов к более тяжким преступлениям, точно так же, как если не обратить внимание на несколько разбитых окон, преступники могут постепенно разрушить все здание.

Поведение людей зависит не только от их воспитания и убеждений, но и от окружения. Если вокруг есть следы разрухи – разбитые окна, горы мусора, граффити на стенах, то в этой местности социальные нормы не соблюдаются. Значит, можно делать все что угодно. Каждое выбитое окно, переполненный мусорный контейнер или разрисованная граффити стена становятся разносчиками вируса хаоса. Тут поневоле ожидаешь, что из-за угла может выйти банда пьяных молодчиков, и ускоряешь шаг.

Сначала теория объясняла динамику превращения городских кварталов из благополучных в криминальные. Рудольф Джулиани, видимо, не без помощи ученых, решил повернуть теорию наоборот: грамотно организованная городская среда может способствовать социально ответственному поведению. Одновременно мэрия начала программу по развитию бизнеса в городе, повышению уровня занятости и увеличению уровня жизни.

Затем мэр внедрил программу CompStat, позволяющую отслеживать в реальном времени уличную криминальную активность в различных точках города. При этом ответственность за возможные всплески активности возлагалась на районных полицейских начальников. CompStat позволила полиции пресекать тенденции к росту преступности на ранней стадии. Эта программа получила в 1996 награду как лучшее нововведение в области государственного управления. Теперь CompStat внедряют в других городах США и за рубежом.

Джулиани был мэром Нью-Йорка два срока. За это время число преступлений, по разным данным, снизилось на 50–67 процентов, число убийств – на 64–70 процентов. Число фактов применения полицейскими табельного оружия – с 419 случаев в 1997-м до 175 в 2001-м. В феврале 2015 года город побил свой же рекорд, прожив 10 дней без убийств.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи