Опубликовано: 2300

Лошадиная доза для усть-каменогорских олимпийцев

Лошадиная доза для усть-каменогорских олимпийцев

Шестеро спортсменов из Усть-Каменогорска завоевали 8 медалей на XIV Всемирных летних специальных олимпийских играх. Особенные дети доказали: они могут быть успешными! Вопреки диагнозу!

По большому счету, путь в Лос-Анджелес, где прошли игры СО (Спешиал Олимпикс), начался еще минувшей зимой. В декабре в Усть-Каменогорском центре иппотерапии прошли первые соревнования для детей с нарушениями ментальности и ДЦП. 16 ребят состязались в умении управлять лошадью, выполнять упражнения в седле. Животное под уздцы крепко держал коневод, рядом шли спортинструктор и психолог. Но в остальном первенство ничем не отличалось – та же атмосфера переживаний и ликований, те же аплодисменты и награды. Именно тогда главный судья соревнований директор Восточно-Казахстанского филиала СО Раиса Паладьева пообещала: во что бы то ни стало добьется для республики квоты по конным состязаниям на специальных Олимпийских играх в 2015 году.

Детские психологи не раз слышали о пользе конных прогулок для маленьких пациентов с диагнозами ДЦП (детский церебральный паралич) и аутизм. Но когда на базе конно-спортивного комплекса в Усть-Каменогорске задумали лечебные занятия, оказалось, на этот счет нет ни специализированной литературы, ни исследований.

– Мы прошерстили Интернет, направили запросы в научную библиотеку, – рассказала руководитель конно-спортивного комплекса “Титан” Бахыт СОЛТАНОВА. – Упоминаний об иппотерапии много, но все общими фразами. Около пяти лет назад мы все-таки решились организовать занятия. Для нас было важно, чтобы в идею поверили мамочки. Ведь такие тренировки – это и большой родительский труд. Надо трижды в неделю привезти ребенка, побороть вместе с ним страх перед неизвестным. Вот так, небольшими шажочками, стали продвигаться.

С первых дней с детками начала работать тренер Елена Черникова – профессиональный психолог.

Сейчас Айгерим КУМАРБЕКОВА, мама 16-летнего золотого медалиста Спешиал Олимпикс Дияса, говорит со слезами:

– Сынуля не ходил, всего боялся, даже кошек. Сейчас не только ходит – бегает. Учится в обычной музыкальной школе по классу фортепьяно. Нас сначала не брали – правая рука не работала. Мы даже просили у руководства области рекомендательное письмо. А теперь он играет Моцарта, Гайдна. Это всё благодаря иппотерапии. У Дияса весь день по минутам расписан: музыка, тренировки, учеба.

Около четырех лет назад центр иппотерапии поддержало государство. Построили специальный манеж, детей трижды в неделю начал возить специальный микроавтобус. Все бесплатно. Если в первой группе занималось 12 деток с диагнозами ДЦП и аутизм, то через два года их стало 40, а сейчас – 80.

– Мы тщательно подбираем коней, — рассказала "КАРАВАНУ" Елена ЧЕРНИКОВА. – Чтобы не испугались импульсивного поведения ребенка. Не раз было, когда ребенок хватал лошадь за гриву, поднимал визг. Для иппотерапии подходят только мерины, причем возрастные, сверхспокойные, терпеливые. С ними долго занимаются инструкторы, чтобы приучить в любой ситуации сохранять невозмутимость. К концу занятия кони страшно устают. Для них это сильнейшая психологическая и энергетическая нагрузка. Мы обязательно устраиваем животным разгрузочные дни, кормим вареными яйцами, отрубями, витаминами. И все равно они худеют, слабеют. Они на себя берут болезни детей.

Специальные Игры в Лос-Анджелесе стали стартовыми для казахстанской сборной по конному спорту. Само путешествие за океан оказалось испытанием. Многочасовой перелет, непривычная обстановка, жара, ритм Олимпиады, груз ответственности…

– Съехалось семь тысяч спортсменов из 170 стран, – продолжает Черникова. – Три тысячи тренеров, тридцать тысяч волонтеров со всего мира! Никто не видел в казахстанцах достойных соперников. А мы стали брать медаль за медалью. Был момент, когда у американских судей даже проявилась предвзятость. Несмотря на очевидное превосходство в выступлении нашей спортсменки Даши Ивановой, они отдали победу девочке из США. У Даши в итоге оказалось “серебро”.

Всего у конников было 3 этапа: английская езда, выездка и рабочая тропа. По словам тренеров, устроители Игр без объяснений отказали ребятам в возможности заранее объездить лошадей. Хотя, по идее, обязаны были это сделать – спортсмены ведь особенные. Диясу Кумарбекову, например, достался полицейский конь Руфо. Хорошо, животное и парень сразу нашли контакт. По словам Елены, на эту вальяжную пару прибегали смотреть даже с других стадионов. Люди расплывались в улыбке, когда они медленно и с достоинством проходили дистанцию. К концу всех этапов в копилке Дияса были награды всех достоинств, весь олимпийский “букет”.

Город ангелов оставил у казахстанцев яркие впечатления. Поездка в Голливуд, встреча с первой леди США Мишель Обамой, ритм мегаполиса, другие языки… Диясу во время Игр исполнилось 16. Сколько радости было у парня, когда он получил поздравления от посла Казахстана в США.

– Спорт до неузнаваемости меняет особенных деток, – заключила глава СО в Восточном Казахстане Раиса ПАЛАДЬЕВА. – Они делаются открытыми, контактными. Осваивают мобильные телефоны, компьютеры! Их мир выходит за границы четырех стен.

“Дай мне шанс победить, но если я не смогу, пусть я буду смелым в этой попытке” – гласит девиз движения СО. Особенные спортсмены из Восточного Казахстана доказали: люди с инвалидностью способны жить полноценно!

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи