Опубликовано: 4500

Cкандал с рекламой. Чем думали депутаты?

Cкандал с рекламой. Чем думали депутаты?

В настоящий скандал вылилось решение маслихата Восточного Казахстана об удвоении налога на наружную рекламу. Депутатская инициатива стала камнем преткновения для предпринимателей, занимающихся размещением билбордов и баннеров.

В июле инициативная группа предпринимателей Семея и Усть-Каменогорска обратилась в областные инстанции: их компании оказались в тяжелейшей ситуации. Весной облмаслихат узаконил резкое повышение налога на размещение баннеров и билбордов. И уже к июлю объем заказов на рекламу заметно похудел: в Усть-Каменогорске – примерно на 15–20 процентов, в Семее – на треть!

Налоговый «привет» от депутатов

По словам представителей малого бизнеса, решение маслихата стало для них неприятным сюрпризом.

– Не было даже попытки просчитать последствия, – высказал возмущение представитель инициативной группы, попросивший не называть его имени. – Нет экспертного заключения, никто не собирал нас за «круглым столом», не поинтересовался мнением! В экономике кризис, спад производства. Президент и правительство в таких условиях сознательно не нагружают бизнес – прежним остался налог на добавленную стоимость, заморожен размер обязательных платежей для индивидуальных предпринимателей. Зато на местах все с точностью до наоборот! В июне мы вдруг узнаем об удвоении налога на рекламу. Причем решение принято без общественной экспертизы. Так здесь понимают требование главы государства поддерживать малый и средний бизнес?

Как объяснили рекламщики, до сих пор за каждый типовой баннер или билборд в 18 квадратных метров они платили в бюджет 10 месячных расчетных показателей (МРП). Однако с июня по решению облмаслихата эта ставка была удвоена, то есть достигла 20 МРП, или примерно 40 тысяч тенге. Для фирм, например, из Семея это равноценно банкротству.

– В Семее в среднем цена аренды билборда – 40–45 тысяч тенге, – раскрыл бухгалтерию руководитель семейской рекламной фирмы Влад ПРИВЕДЕННЫЙ. – Раньше на налог уходила половина этой суммы. После повышения – все 100 процентов, и больше! Мы вынуждены поднять расценки, чтобы не обанкротиться, но от нас тут же гурьбой стали уходить клиенты. С июня мы потеряли почти треть заказов, а значит, остались без доходов и вынуждены задуматься о сокращении рабочих мест.

– Для рекламодателя Семей интересен только низкими ценами, – добавила руководитель другой фирмы Оксана ЯКОВЛЕВА. – В этом году даже сезонники, которые рекламировали воду, к нам почти не заходили – у них каждый тенге на счету. А тут еще повышение налога! В таких условиях наш сегмент может просто исчезнуть.

Примерно та же ситуация в Усть-Каменогорске. Если до изменения налоговой ставки его доля в цене на аренду рекламных конструкций составляла 30 процентов, то с легкой руки областных депутатов она выросла до 70. В инициативной группе предпринимателей решение маслихата эмоционально назвали «засадой».

– В конечном счете, – объяснили бизнесмены, – все ляжет на стоимость товара, за все заплатит потребитель из своего кармана. То есть мы с вами. Чем думали депутаты, когда в разгар кризиса увеличили налоговую нагрузку?

Алгоритм по старинке

Не секрет, что из-за падения цен на сырьевые ресурсы и непростой финансово-экономической ситуации в России, ведущие предприятия Восточного Казахстана существенно снизили производство. Вплоть до приостановки. Местная казна недополучила миллиарды тенге. По канонам рыночной экономики в такие моменты принято врубать все рычаги стимулирования. Расширять льготы, наращивать субсидии, увеличивать госзаказ, снижать тарифы, устранять административные барьеры…

Однако в облмаслихате, похоже, решили не заморачиваться и латать бюджет по старинке – через налоговый прессинг. Тем более что в этом областным чиновникам опыта не занимать. Помнится, в сентябре 2014 года экс-аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ на вопрос о мерах по наполнению бюджета в условиях кризиса не стал скрытничать и с подкупающей прямотой назвал причины активизации, например, автоинспекторов на дорогах или проверок на предприятиях малого и среднего бизнеса.

– Кроме плановых показателей каждому району, городу дается дополнительное поручение с учетом их резервов, – разоткровенничался тогда аким. – Если установлено 5 миллиардов, мы должны дополнительно за счет внутренних своих резервов изыскать там 300 или 400 миллионов тенге. Всем службам, которые занимаются вопросами налоговых отчислений, имеются в виду не только налоговые органы, например, ДВД – штрафы по линии ГАИ, управление природных ресурсов – штрафы по линии экологии, и так далее – всем дали соответствующие поручения, чтобы эти платежи с каждым месяцем увеличивались.

Ввести нельзя отменить

В бизнес-сообществе в таком подходе видят грубое вмешательство в законы рынка.

– У нас рекламируются в основном местные производители – маслозаводы, автомобильные производства, цеха по выпуску макарон, крупы, молочки, стройматериалов, – рассказали в ТОО с 8-летним опытом работы в сфере рекламы. – Именно на них легла основная часть повышенного налога. По производителям окон, например, это ощутимо ударило. В этом сегменте высокая конкуренция, и лишние деньги, которые они теперь должны платить по милости маслихата, на дереве не растут. Эти траты обязательно скажутся на цене продукции и, возможно, на сокращении персонала. Неужели депутаты этого не понимают?

– У меня небольшая фирма, всего 10 человек, – добавил глава усть-каменогорского дизайн-центра Роман ШЛИЖЮС. – Каждый месяц мы платим налоги на кругленькую сумму. Все чиновники живут за наш счет, налогоплательщиков. Спрашивается, за что они получают зарплату?!

В своих обращениях рекламщики Семея и Усть-Каменогорска попросили проверить законность депутатского решения, в том числе на предмет обязательной экспертизы в профильных ассоциациях. А также вернуть прежнюю ставку налога.

– Мы надеемся, у руководства области хватит воли разобраться и отменить непродуманное решение, – заключили предприниматели.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи