Опубликовано: 4100

Почему от чиновников мало проку

Почему от чиновников мало проку

Концепция модели государственной службы Казахстана была принята в 2011 году. Заканчивается срок этой программы в этом году. Что помимо правильных слов дала она полезного стране? Не в том ли причина неудач, что бюрократический аппарат просто не в силах реализовать намеченное?

Кадры: что за правильными словами?

В концепции модели госслужбы много правильных слов – меритократия, развитие системы обучения госслужащих, внедрение системы оценки и карьерного планирования для госслужащих, совершенствование этических норм и т. д.

Термин “меритократия” в переводе означает “власть достойных”. Это система, при которой положение и оплата труда человека должны определяться способностями и результатами его работы. Этот принцип стали внедрять в 2010 году на уровне акимов. Бауыржан БАЙБЕК, тогда заместитель руководителя Администрации Президента, сообщил, что акимов районов и городов областного значения решено оценивать поквартально по 23 показателям, акимов областей, Астаны и Алматы – по 35 показателям. Какую реальную пользу принесли эти рейтинги? Через два года, в декабре 2012-го, Бауыржан Байбек сообщил, что по итогам рейтинга от должностей освободили 12 акимов. Больше об этой работе не упоминалось. А в июле 2015-го руководитель аппарата агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Айгуль ШАИМОВА заявила, что с 2016 года оплата труда административных госслужащих будет основана на факторно-балльной шкале:

– Предполагаемая шкала учитывает не только иерархию должностей, но и реальную нагрузку служащих и вклад в достижение стратегических целей и задач.

Факторы оценки (их 8) вновь называются правильные – управление сотрудниками, ответственность, самостоятельность, уровень специальных знаний и контактов, последствия принимаемых решений и т. д.

– Возникает ощущение, что все это ради декларации. Главная проблема региональных властей – это временщики, – считает политолог Досым САТПАЕВ. – Большая часть акимов не рассматривает возможность что-то изменить в регионе. Главные их задачи – не спровоцировать серьезный конфликт на месте, не испор-тить отношения с местными кланами и по максимуму использовать свои материальные возможности. Наконец,  никто не хочет брать на себя ответственность. Если в правительстве есть люди, которые понимают, что надо что-то модернизировать, то в регионах больше консерваторов, которым удобно жить по-старому.

Квалификация: учили не те и не тому?

Обычному человеку часто кажется, что административная реформа делается во благо чиновников. Но ее цель как раз обратная – ограничить вмешательство государства в жизнь общества лишь основными функциями. Для этого нужно, чтобы госслужащие были реальными управленцами. А это зависит от профессионального уровня чиновников. Еще в 2001 году бывший председатель агентства по делам госслужбы Заутбек ТУРИСБЕКОВ говорил в одном из выступлений:

– Центром инфраструктуры обучения станет Академия госслужбы, она будет осуществлять подготовку кадров для высшего управленческого звена по элитным программам. Совместно с акимами областей ведется работа по созданию региональной сети центров для повышения квалификации госслужащих в соответствии с потребностями на местах.

Согласно тексту концепции уже в 2011 году каждый третий чиновник проходил “обучение на курсах повышения квалификации, благодаря чему в течение трехлетнего периода обеспечивается стопроцентное обучение государственных служащих”. Казалось бы, проблемы решены. Но в июне 2015 года агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции вдруг пересматривает программы обучения чиновников.

– Планируется пересмотреть программы обучения по повышению квалификации и переподготовке, – указано на сайте агентства. – Особое внимание будет уделено повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, активному привлечению практиков госслужбы к проведению занятий, что существенно отразилось бы на качестве обучения.

Выходит, все эти годы госслужащих учили не те, не тому и не так?

– Государственные программы реализуют люди, которые часто не понимают, для чего это надо, – считает Досым Сатпаев. – А если и понимают, то во главу угла ставят другие интересы – свои или ведомственные.

Итоги: коррупция и недоверие населения

Теперь об этике, борьбе с коррупцией и доверии населения. Эти понятия жестко увязаны: без доверия населения невозможно эффективное госуправление, без этики – установление нормальных рабочих отношений, и все это легко ломает коррупция внутри госорганов.

– Коррупция реализуется, как правило, через “лояльных” людей. Чтобы предотвратить эти негативные явления, нам поручено предусмотреть в проекте закона нормы, препятствующие “командному переселению душ”, – говорил в 2012 году глава агентства по делам государственной службы Алихан БАЙМЕНОВ.

Однако такие факты до сих пор имеют место на всех уровнях. И вот снова предполагается ввести запрет на перевод госслужащих из одного госоргана в другой.

– Механизм перевода госслужащих из госоргана в другой госорган будет минимизирован, – заверил 7 июля 2015 года заместитель председателя агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Саян АХМЕТЖАНОВ. – Только сохранится для некоторых должностей. Это советники, помощники, пресс-секретари первых руководителей, политических госслужащих. Для всех остальных переход из госоргана в госорган будет проводиться путем открытого конкурса.

А вот что на лекции в академии государственного управления Киргизии в феврале 2015-го сказал Алихан Байменов уже в качестве руководителя образовательного хаба агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции:

– Нужны не только карательные меры, но и меры профилактики и общественного порицания. В развитых странах это поняли давно и ввели так называемых “комиссаров по этике”, в ряде стран их назвали “честный советник”. Это работник госоргана, который проходил специальные курсы по корпоративной этике, дисциплинарному контролю, антикоррупционному поведению.

Эти слова вполне можно расценить как признание, что в части борьбы коррупции и доверия населения планы тоже не выполнены. Следовательно, можно поставить под сомнение саму концепцию модели госслужбы.

– У нас словно забыли, что реализацией государственных программ занимается бюрократический аппарат, центральный и региональный, – поясняет Досым Сатпаев. – Было много программ, практически все они провалены. И, не закончив дело, принимались за новые экономические документы, реализацию которых снова возложив на неэффективный бюрократический аппарат.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи