Опубликовано: 5400

Домбрист Ермек КАЗИЕВ. Феномен "слухача"

Домбрист Ермек КАЗИЕВ. Феномен "слухача"

Исполнитель казахских кюев Ермек КАЗИЕВ – виртуоз высшей пробы, о его игре на домбре уже полвека ходят легенды. Его исполнение продолжает завораживать и сегодня, а музыка, как волна, льется из его двухструнного инструмента.

Наследие веков

“Кюи, которые играет Ермек, нельзя пытаться исполнить, их нужно просто слушать, так как повторить его исполнение невозможно”, – говорил в свое время знаменитый кюйши Каршига Ахмедьяров.

В списке выдающихся исполнителей кюев, куда входят Курмангазы Сагирбаев, Дина Нурпеисова, Сейтек Оразалыулы, Даулеткерей Шыгайулы, Кали Жантлеуов, Туякбай Шамелов, есть и наш современник Ермек Казиев. Все они – выходцы из Западного Казахстана, священной ординской земли. В Орде в каждом доме есть домбра. Ее звуки разносятся здесь много веков. Отец Ермека Казиева – Есел – известный домбрист, благодаря ему до наших дней дошли многие старинные кюи. В его репертуаре было 179 кюев, 28 из них вошли в золотой фонд Казахского радио.

“Отец исполнял старинные кюи, которые, кроме него, никто не знал. Он всю жизнь прожил в Орде, работал скотником. Чтобы записать его исполнение для радио и телевидения, к нам приезжали из Алматы, – вспоминает Ермек-ага. – В детстве я, конечно, видел, как отец играет, но увлеченности не было. Когда отца спрашивали, когда сына научишь кюям, он отвечал, что сделает это тогда, когда я сам попрошу его об этом. После армии меня пригласили в Ординский оркестр народных инструментов, там я учился исполнительству и уже потом обратился к отцу, чтобы он передал мне свои уникальные знания”.

Ермека Казиева называют “слухач” за точное и виртуозное исполнение произведений. Все 150 кюев, которые играет музыкант, он выучил на слух: “Мне достаточно два раза послушать произведение, а дальше уже на слух восстанавливаю его. Я не знаю нот. Если бы выучил ноты, был бы зажат в нотные рамки, и ничего путного из этого не вышло. Кюи исполнялись свободно, в зависимости от настроения, состояния души менялись аккорды. Так было у Курмангазы, Дины, Даулеткерея, у меня так же”.

Истоки мастерства

Еще в молодости, заметив задатки исполнителя, известные музыканты страны приглашали его на обучение в консерваторию. Но он не захотел. И уже в зрелом возрасте приглашали там преподавать. Много раз его звали в Оркестр имени Курмангазы в Алматы, приглашали в другие области – Ермек Казиев всем отказывал: “Я родился в Орде, вырос и всю жизнь прожил здесь. Эта земля меня вдохновляла, и я никуда не хотел отсюда уезжать”. И только в 2000-е годы, чтобы передавать свое мастерство молодому поколению, он откликнулся на просьбу переехать в Уральск.

В советские годы Казиева трижды специально приглашали в Москву на телестудию “Останкино”, его исполнение кюев показывали в музыкальных передачах Всесоюзного телевидения. Он лауреат всесоюзных фестивалей народного творчества, был награжден серебряной медалью ВДНХ СССР, медалью Министерства культуры СССР, заслуженный работник культуры Казахстана. Все эти звания и награды он получал, не будучи столичным артистом и приближенным к чиновникам от искусства. Поэтому телеграммы с приглашениями на всевозможные конкурсы летели в Орду, до которой даже сейчас добраться из Уральска – большая проблема из-за бездорожья. Возглавляемый им многие годы Ординский оркестр народных инструментов выступал не только в Казахстане, но и России, бывших союзных республиках и даже в Европе – например, в Германии.

Но есть один нюанс. Кюи – это уникальное наследие казахского народа. Однако, кроме отдельных концертных программ на телевидении и радио, нет записей этих произведений в исполнении Ермека Казиева. Более того, этот вопрос никогда и никем не поднимался и к музыканту с таким предложением никто не обращался. И все идет к тому, что творчество признанного музыканта-виртуоза для последующих поколений будет недоступно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи