Опубликовано: 6600

Вспоминая Храпатого. Удары судьбы и магия побед

Вспоминая Храпатого. Удары судьбы и магия побед

На этой неделе в Караганде прошел очередной республиканский турнир по тяжелой атлетике памяти нашего знаменитого штангиста Анатолия ХРАПАТОГО. Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира и Европы, экс-рекордсмен мира погиб в аварии 11 августа 2008 года. “КАРАВАН” вспоминает, каким он был, на основе интервью разных лет советским и казахстанским СМИ.

Стирали, топили печь, кололи дрова

Анатолий Храпатый родился 20 октября 1963 года в селе Владимиро-Михайловка Целиноградской области Казахской ССР (ныне село Колумбай Атбасарского района Акмолинской области). Детство будущей звезды тяжелой атлетики безоблачным не назовешь:

– Когда мне было четыре года, нас бросил отец. Если быть совсем точным, он ушел из семьи, когда парализовало мать. Отец нас предал – подло, в такую трудную минуту. Но мы выжили. С братом Андреем управлялись по хозяйству, ухаживали за мамой, стирали, топили печь, пилили, кололи дрова. Мы встали с братом плечо к плечу, чтобы только жила мама. На этот мир у меня чувства обиды нет. А вот отца до сих пор простить не могу. Хотя он потом, когда я вырос, приезжал к нам, что-то объяснял, предлагал помириться.

Тренер и ученик

Со штангой Храпатый познакомился, когда семья переехала в город Атбасар, что в той же Целиноградской, а ныне Акмолинской области:

– Ребята из нашего класса пришли в детско-юношескую спортивную школу к тренеру Александру Сидорову. Ему я обязан всем. Это он десять лет назад (в 1977 году. – Прим. ред.) разглядел во мне, несостоявшемся “классике” – я до штанги борьбой увлекался – задатки тяжелоатлета и вывел на ту орбиту, по которой я теперь вращаюсь. И по-прежнему тренируюсь по его планам, согласованным, разумеется, с тренерами сборной СССР. Александр Артемьевич не просто наставник – он мой давний, верный и добрый друг.

Правда, союз тренера и ученика в конце концов распался:

– Долго он был нужен мне, а я ему. Но шло время, я почувствовал, что перерос Сидорова. У нас с ним были бесконечные споры, абсурдные ситуации. И настал день, когда я твердо сказал: “Хватит. Надо рвать, хотя это и больно”. И мы расстались.

К тому времени Анатолий был уже состоявшимся спортс­меном, многократным чемпионом мира. Но он навсегда запомнил свой первый турнир, который показал – этого мальчишку ждет большое будущее:

– Это был скромный турнир, и вес штанги, которую я готовился укротить в решающем подходе, был в общем-то небольшой. А я боялся. И тогда кто-то за спиной сказал: “Если ты не возьмешь вес и не станешь победителем, грош тебе цена. Так и знай”. Вот это-то меня и разозлило.

Поход на мир

В 1984 году на турнире в болгарской Варне казахстанец установил два мировых рекорда в весовой категории до 82,5 кг – 181 кг в рывке и 402,5 кг в сумме двоеборья. В следующем сезоне наш штангист перешел в категорию до 90 кг и выиграл свой первый чемпионат мира. В шведском Седертелье борьба за золото развернулась между двумя советскими атлетами – Храпатым и Виктором Солодовым из Кемеровской области. Оба показали абсолютно одинаковые результаты в рывке, толчке и сумме и поделили везде первые места.

С того момента началось доминирование штангиста из Атбасара на мировой арене. Вслед за Седертелье он выиграл еще четыре чемпионата мира – в 1986 (София), 1987 (Острава), 1989 (Афины) и 1990 (Будапешт) годах, а в 1988 стал победителем Олимпиады в Сеуле, установив рекорды Игр в обоих упражнениях и их сумме. Параллельно Храпатый выиграл пять подряд чемпионатов Европы – 1986–1990 годы.

На личном фронте

На личном фронте у Анатолия также все складывалось удачно:

– С будущей женой познакомился в 16 лет. Она училась в медицинском училище, я – в техникуме механизации и сельского хозяйства. В Атбасаре этот техникум считался преуспевающим учебным заведением. Поженились мы в 1984 году. Я 250 дней в году находился на сборах и соревнованиях. Виделись редко, зато писали друг другу часто. До сих пор храним свои письма. В них столько тепла, любви… Самый радостный день в моей жизни? Тут и думать нечего. Ранним утром 23 января 1985 года я узнал, что стал отцом… Порой сам удивляюсь тому, что пока удается все. Жизнь, видимо, еще не загоняла меня в тупик. Может быть, это и плохо.

Врагу не пожелаешь

Суровое испытание жизнь преподнесла в 1991 году, когда Храпатый едва не оставил спорт:

– Мне тогда было всего лишь 28. Я, как лава, сметал на своем пути всех соперников, и тут врачи говорят об инвалидной коляске. Думал, упал в самый низ. Началась дистрофия правой ноги. Она уменьшилась на 5 см в объеме. Наступать на нее нормально не мог, потерял чувствительность. Было страшно. Десять месяцев лечился. До сих пор становится не по себе, как вспомню все эти процедуры мануальной терапии. Но благодаря поддержке мамы и жены, а также тренера Александра Стерликова мне удалось победить болезнь.

На помост Храпатый вернулся уже в 1992-м, но не попал в состав сборной СНГ на Олимпиаду в Барселоне:

– Помешали плохие отношения с тогдашним главным тренером сборной Василием Алексеевым. Он очень ревниво относится к спортсменам, которые могли повторить или превзойти его достижения. А я перед Олимпийскими играми в Барселоне был близок к этому: Алексеев – шестикратный чемпион мира, двукратный победитель Олимпиад, а я – пятикратный чемпион мира, олимпийский чемпион Сеула. И время для выступлений на помосте имелось. Вот он и перекрыл мне кислород.

Награды 90-х

В 1993 и 1995 годах Анатолий становился бронзовым призером чемпионатов мира в Мельбурне и Гуанчжоу, брал серебро на Азиатских играх 1994 (Хиросима) и 1998 (Бангкок) годов, причем “потяжелев” сначала до 99 кг, а затем до 105 кг. Но самой большой неожиданностью стала борьба Храпатого за олимпийское золото 1996 года в Афинах. Там наш штангист на равных спорил с чемпионом Игр-1992 Акакиосом Какиашвилисом из Греции. Храпатый выиграл у него рывок, но в толчке уроженец Грузии отыгрался и второй раз подряд стал олимпиоником. Анатолию досталось серебро. В 2000 году он завершил спортивную карьеру:

– Мои проводы из большого спорта чиновники скомкали. Их “пристегнули” к чествованию футбольной команды “Женис” (Астана), которая стала чемпионом Казахстана. Чемпионский пояс подарили, а он, кстати, даже не штангистский.

Другая жизнь

В том же 2000-м после Олимпиады в Сиднее Храпатый сменил Алексея Ни во главе сборной Казахстана по тяжелой атлетике. Но лавров в тренерской работе не снискал. Прошло чуть больше года, и знаменитый штангист оказался на новом посту объектом критики.

– Я не вижу вашей заинтересованности в работе, стремления передать свои знания и опыт, – заявил в апреле 2002 года на коллегии представителей летних видов спорта глава агентства по туризму и спорту Даулет ТУРЛЫХАНОВ– Вы жалуетесь на отсутствие средств, но тренеры по другим видам спорта стремятся выйти из положения, находят пути решения проблем. У вас я работы не вижу. Нет никакой вашей заслуги, что Бахыт Ахметов, представляющий раньше Киргизию, выступает теперь за Казахстан. Нет вашей заслуги и в том, что удалось вернуть из России Сергея Филимонова.

Вскоре Храпатый подал в отставку.

– Прежде чем возглавить сборную, ему необходимо было поработать простым тренером, – комментировал уход Храпатого Алексей Ни. – Не каждый даже великий спортсмен способен стать сразу наставником экстра-класса. Сборная Казахстана за два года ни разу не выступала за рубежом, не считая Восточно-Азиатских игр. Анатолий использовал средства для сборов. Не понимаю, зачем было тренироваться ради тренировок. Анатолий привык быть Хра-па-тым, которому все предоставляли по первому желанию. Но обычно после того, как спортс­мен покидает большой спорт, начинается другая жизнь, со своими жесткими правилами.

Илья Ильин: “Он был с нами”

Однако олимпийский чемпион выдержал и этот удар судьбы:

– Это раньше у меня все было по режиму, а сейчас ненормированный рабочий день. Участвую в строительстве спортивно-оздоровительного комплекса в Астане, бегаю по утрам три раза в неделю по пять километров, хотя раньше этого делать не любил. Играю в футбол. Это настолько захватывающе! Особенно когда забиваешь голы.

Трагическое известие пришло 11 августа 2008 года. Знаменитый штангист Анатолий Храпатый, находившийся за рулем мотоцикла, столкнулся на трассе Астана – Алматы с автомобилем, выехавшим на встречную полосу. От полученных травм олимпийский чемпион скончался на месте. Через два дня он должен был вылететь в Пекин, чтобы поддержать наших тяжелоатлетов на Олимпиаде.

– Весть о его гибели потрясла всех до глубины души, – сказал позже олимпийский чемпион-2008 Илья ИЛЬИН– Мое первое золото я посвятил ему. Анатолий Михайлович обещал, что он будет там, на Олимпиаде. И он там был.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи