Опубликовано: 4800

Кайдар АЛДАЖУМАНОВ: О трудовой армии, Туркестанском легионе и “белых пятнах” войны

Кайдар АЛДАЖУМАНОВ: О трудовой армии, Туркестанском легионе и “белых пятнах” войны

Главные аргументы кандидата исторических наук Кайдара Алдажуманова, одного из немногих исследователей, серьезно изучающих историю Второй мировой войны – неоспоримые факты из рассекреченных архивов СССР. “КАРАВАНУ” он рассказал о том, о чем молчат в праздник Великой Победы.

Запретные темы

– Сегодня стали открываться архивы, недоступные прежде исследователям. Что удается выудить в этом море информации под грифом “совершенно секретно”?

– По данным российского архива Главного разведывательного управления, можно, например, проследить, что помимо войны на фронте шла невидимая глазу борьба за умы людей с обеих сторон. К примеру, устанавливает советская разведка, что в направлении Минска наступает испанская дивизия, тут же печатаются листовки на испанском языке. Их образцы я видел в архиве: “Воин-испанец, что ты делаешь на стороне Гитлера? Переходи к нам! Эта листовка – пропуск на нашу сторону”. Точно такую же “продукцию” печатала немецкая сторона. Были листовки и на казахском языке. Нацистское командование издавало даже поддельную газету “Боевое знамя”, которая была полной копией фронтовой газеты Красной Армии. Тот же шрифт, та же верстка. Только слоганы были, например, “Смерть Сталина спасет вас”. Были еще коротковолновые передачи на передвижных агитационных установках.

– Какие исторические темы для вас были под запретом?

– Запрещалось писать о том, что к нам насильственно переселили сотни тысяч представителей многих народов СССР. В 1985 году мы с профессором Тольтаем Балакаевым выпустили книгу “Казахстан в период войны”. Цензура Главлита не пустила книгу. В течение месяца пришлось менять текст и написать вместо “депортированы” – “эвакуированы”. Но одно дело – эвакуированные, а это 550 тысяч мирного населения из прифронтовой зоны вместе с заводами, фабриками, семьями, которые должны были поднимать производство в глубоком тылу. Другое – депортированные, когда люди гибли по дороге в вагонах для животных, без еды и питья. С 1937 года в Казахстан переселили курдов из Закавказья, ассирийцев, иранцев из приграничных районов Туркмении, Азербайджана, с Дальнего Востока – корейцев. А в 1940‑м – 104 тысячи литовцев, эстонцев, латышей. С 28 июня 1941 года началась депортация немцев Поволжья. Тогда к нам приехало 375 тысяч немцев. В 1943 году по мере освобождения Северного Кавказа стали выселять карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. 506 тысяч – в нашу республику. К осени 1944 года в Казахстан стали депортировать турок из трех южных районов Грузии, граничащих с Турцией. Она была союзницей Германии и могла выступить против СССР, мы вынуждены были держать огромное число войск на Закавказском фронте. В это же время переселяли крымских татар. Всего в Казахстан депортировали 1 миллион 207 тысяч человек, включая так называемых “бандеровцев”.

Цена просчетов

– Какие выводы можно сделать по архивным документам о том, почему все-таки война оказалась полной неожиданностью.  В чем были просчеты военного командования СССР?

– После присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики нужно было тут же начать укрепление оборонительных рубежей на этом направлении. А само сосредоточение войск привело к тому, что Киевский военный округ был сразу же  разгромлен и держался лишь за счёт героизма командиров и солдат. Белорусский особый военный округ тоже разгромили за 3-4 дня. Большинство войск оказалось в окружении, попало в плен.

–- Нет ли у вас ощущения, что тема войны сегодня почти не волнует общество?

– Молодые люди в интернете часто пишут, что война 1941-45 годов была войной русских с немцами, и что казахам там было делать нечего. Но в то время мы не были независимым государством, так что говорить подобные вещи – просто невежественно. На одном из сайтов был опубликован материал об Алие Молдагуловой. Так некие анонимы договорились до того, что “она убивала безвинных немцев”. Это говорит о том, что в обществе – неоднозначное отношение к тому времени. Многие просто-напросто мало читают и знают. А у тех самых анонимов, возможно, никто в семье не воевал или некому об этом вспомнить.

Сгоревшие в самом пекле

– Порой звучат мнения, что вклад Казахстана в войну – солдатами и командирами, людскими ресурсами, трудом в тылу – был невелик.

– Изучая отчеты военкоматов Казахской ССР, я уточнил, что 690 тысяч мужчин призвали из республики в первые полтора года войны – до декабря 1942 года (всего – 1 миллион 210 тысяч человек, не считая тех, кто уже служил в армии на начало войны). Это был самый тяжелый период. СССР отступал по всем линиям фронта. И эти 690 тысяч человек просто сгорели в тех боях. В то время была оккупирована большая часть территории Советского Союза – оттуда никого призвать не могли. Поэтому до окончания Сталинградской битвы в 1943 году и наступления на Курской дуге основным резервом для призыва людей были Казахстан, Сибирь, Приуралье и республики Средней Азии.

– Говорят, наша республика даже превысила лимит призыва…

– Военком республики докладывал в ЦК партии Казахской ССР, что начиная с декабря 1943 года планы призыва уже не выполнялись: “Мы в первый год мобилизовали весь резерв”. Ответ был такой: “Проведите повсеместно облавы для выявления дезертиров, переосвидетельствуйте тех, кто вышел из госпиталей, и отправьте на фронт”. Реальные данные призыва никто не знает. Например, в сводном томе Книги памяти, выпущенном Институтом истории и этнологии имени Валиханова, не хватало сведений о мобилизованных из Южного Казахстана. А это самая многочисленная область. Или, например, из Западного Казахстана призывали по разнарядке Приволжского военного округа России, а актюбинцев и костанайцев – Уральского военного округа России. Эти сведения у нас явно не учтены.

– В Харьковской операции сгорели целые армии, в их числе – дивизии, сформированные в Казахстане. Например, 106-я…

– После битвы за Москву наступил зимний период, затишье, когда трудно вести наступление. Шла разработка планов на весну и лето 1942 года. В это время маршал Семен Тимошенко и член военного совета Никита Хрущев убедили Сталина в необходимости наступления под Харьковом, который находился под немцами. Это, мол, вселит надежду и укрепит боевой дух армии. 12 мая 1942 года началось наступление. Танковые части пробили оборону противника в районе Краснограда, а в прорыв бросили кавалеристов. Они углубились на 509 километров, а через три дня немцы начали атаку с востока. Соединившись с другими частями, гитлеровцы взяли в окружение три советские армии. 27 дивизий (около 242 тысяч человек) вместе с вооружением попали в плен. И все это по вине Тимошенко, Хрущева и командующего Южным фронтом Родиона Малиновского.  Один из солдат 106-й дивизии, мой родственник Жамкен Алдажуманов, оказавшись в плену, попал в лагеря. Он  рассказывал, как это было…

– Каков вклад нашего тыла в Победу?

– Украина, Белоруссия, часть России, на которых было сосредоточено до 55 процентов зерна СССР, оказались под немцами. Пропал весь так называемый “неприкосновенный запас” (продукты, одежда, оружие и многое другое), размещенный у западных границ СССР... Все это в спешном порядке воссоздавалось в тылу. В Казахстан эвакуировали заводы, фабрики, оборонные предприятия. И если бы не трудовая повинность, которую по законам военного времени несли даже 10-летние дети, кто бы обеспечивал фронт продуктами, вооружением, боеприпасами, одеждой? Посевные площади в республике были увеличены в два раза – до двух миллионов гектаров. За годы войны в Казахстане подготовили 150 тысяч женщин-механизаторов. Большую роль сыграл патриотический настрой населения. В Фонд обороны люди сдавали золото, серебро, и на эти деньги создавались целые танковые колонны, авиаэскадрильи. Маршал, дважды Герой Советского Союза Иван Якубовский писал, что в 1945 году на Берлинском направлении появилось 26 танков, построенных на средства молодежи Казахстана. На башнях танков было написано: “Герой Советского Союза Маншук Маметова”. Это была инициатива Баянаульского района Павлодарской области.

Как жили фронтовики после Победы

– После войны было много инвалидов войны. Говорят, тех, кто жил в больших городах Союза, свезли на Валаам…

– Действительно, было очень много ветеранов, покалеченных войной. Я сам жил в Карагандинской области и в детстве, приезжая в город, видел таких людей у больших базаров, просящих подаяние – в колясках, на голой земле, без рук и ног, ослепших. На них больно было смотреть. Тогда государство еще не оправилось от войны и не могло их обеспечить в полной мере. Тем не менее в каждом городе, районе были дома инвалидов, где они содержались за казенный счет. Когда я учился в КазГУ, среди наших преподавателей были инвалиды. Их жизнь сложилась вполне достойно. Но, конечно, немногие из тех, кто воевал, имели образование, и не все смогли найти себе применение с такими увечьями. По поводу Валаама – такие факты, возможно, были. Это было частью лакировки действительности. Инвалидам войны в ней не нашлось места.

– Частью лакировки действительности стало и замалчивание участия граждан СССР в трудовой армии…

– Помимо того что люди должны были исполнять трудовую повинность, многие наши сограждане призывались на черновые работы на оборонные предприятия СССР, в так называемую трудовую армию. Это военизированная форма труда в 1941–1945 годах являлась разновидностью трудовых поселений и “колонизации”. На основании рассекреченных архивов можно сказать, что из Казахстана в трудовую армию призвали 257 тысяч человек, из них большинство – казахи. Это были непригодные к военной службе старики, женщины. Почти 10 тысяч человек рыли котлован второй доменной печи Магнитогорского металлургического комбината. Еще 10 тысяч работали на шахтах Кузбасса в Сибири. В архивных фондах ВЦСПС (профсоюзы) я обнаружил, что на заводах Горького в 1943 году в бараке в течение нескольких дней не убирались трупы умерших рабочих… После войны никто не вспомнил о тех, кто был призван в трудовую армию. Много народу из Казахстана работало на восстановлении Сталинграда. Из Каскеленского района весной 1943 года 88 молодых девчонок – казашек, уйгурок, дунганок – в Кемерово обучали профессии маляра, штукатура. До 1948 года они работали в Сталинграде. У нас же почему-то принято говорить, что в трудовой армии работали лишь депортированные.

Туркестанский легион: далеко ли до правды?

– Почему до сих пор мы так мало знаем о Туркестанском легионе?

– Это очень сложный вопрос. Создание легионов из числа военнопленных было частью замысла германского командования. Когда в 1941 году за 4 месяца два с половиной миллиона красноармейцев попали в плен, из них стали создавать такие подразделения. Помимо Туркестанского были Кавказский, Армянский, Грузинский легионы. Даже волжско-татарский легион – “Идель-Урал”. Люди, стремясь выжить в нечеловеческих условиях плена и концлагерей, соглашались вступать в эти подразделения.

Когда в польский лагерь в Ченстохове привезли задержанного Мустафу Шокая, там находилось до 90 тысяч человек – выходцев с Кавказа, из Средней Азии, Казахстана. 15 ноября 1941 года был подписан приказ о создании первого Туркестанского полка. Пошла агитация. По-настоящему формирование батальонов Туркестанского легиона началось в апреле 1942 года на территории Украины, в Днепропетровской области и в польском Легионово. В 1943 году была предпринята попытка в районе Керчи как-то использовать отдельные батальоны. В Москве в архивах я разыскал документ ГРУ Генштаба. Это сводка о том, что в районе Керчи фронтовую линию перешли трое казахов, называются их фамилии. Немцы хотели использовать легионеров в карательных операциях против партизан. Однако позже мы стали находить казахские и другие азиатские фамилии в составе греческих, югославских, французских, болгарских партизан. Один из них – Зиямат Хусанов, уроженец Сайрамского района Южно-Казахстанской области, стал Героем Советского Союза и Народным героем Болгарии.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи