Опубликовано: 2000

Самооборона. Либо в больницу, либо в тюрьму

Самооборона. Либо в больницу, либо в тюрьму

Право на самооборону закреплено за каждым из нас законодательно. Но в реальной жизни часто тот, на кого напали, может оказаться либо на больничной койке, либо за решеткой. Такой вот выбор…Последним примером, вызвавшим бурное обсуждение, стал трагический инцидент в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Напомним: ночью 7 марта 2015 года там произошла драка, один из участников которой погиб. “Скорую” и полицию вызвал сам

подозреваемый, который утверждает, что погибший вместе со своим приятелем напали на него, а он лишь защищался. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье “Превышение пределов необходимой самообороны”.

Сейчас идет следствие, но сама история вновь подняла неоднозначную тему самообороны и ее пределов. В каком случае считать, что человек защищал свою жизнь, и в каком – что он защищал ее слишком рьяно?

Попытавшись вспомнить примеры, как в подобных случаях органы следствия (работая еще по старому законодательству) выносили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, с удивлением обнаружили, что таковых почти нет!

За исключением разве что случая, когда пожилой мужчина открыл стрельбу из травматического пистолета по двум грабителям, пытавшимся проникнуть в его дом. Один погиб, второй был задержан и признался, что они с приятелем хотели гражданина ограбить. В возбуждении уголовного дела в отношении владельца особняка было отказано.

Но повторимся: это – случай исключительный и по тяжести последствий, и по судебному решению. Чаще полицейским приходится расследовать драки со сломанными носами и выбитыми зубами. И тут не все однозначно. Недавно пользователи соцсетей бурно обсуждали скандальный случай: прохожий увидел, что мужчина бьет женщину, и вступился за нее. Но когда он ударил агрессора и свалил его с ног, женщина вдруг принялась звать на помощь. Нападавший оказался ее мужем. Прибывшим полицейским она сказала, что их с супругом избил этот прохожий. В итоге заступник оказался за решеткой.

Кого побили – тот и жертва

По мнению члена Алматинской городской коллегии адвокатов Александра ТАРАБРИНА, статья о необходимой самообороне у нас практически не работает.

– В лучшем случае оборонявшегося привлекут за “превышение пределов необходимой самообороны” или “причинение вреда здоровью по неосторожности”. В худшем он ответит за “умышленное причинение среднего или тяжкого вреда здоровью”, а то и за “умышленное убийство”. Те, кто нападает первым, но получает отпор, потом пытаются строить из себя жертву. Принимаются раздувать уголовные дела против тех людей, на которых сами же и нападали.

– Кто наиболее опасен?

– Юнцы, они агрессивны, при этом физически развиты, многие занимаются спортом. Но, начиная драку, большинство из них не задумываются о возможных последствиях.

– Каким же образом обороняющийся может стать обвиняемым?

– Если он причинит нападающим серьезные телесные повреждения: разобьет нос, выбьет зуб или сломает челюсть. Следователи в подобных случаях рассуждают примерно так: кто получил телесные повреждения – тот и потерпевший. Кто спровоцировал драку, выяснить бывает сложно. К тому же приятели драчуна выступают свидетелями в его пользу…

– Но кроме следователя есть ведь прокуратура и суд?

– Да, но многое зависит от того, каким образом был собран первоначальный материал, от оценки следователя. Сотрудники полиции – тоже разные люди, с разными взглядами на жизнь, с разным багажом знаний. В такой неоднозначной ситуации, как пределы самообороны, велика роль человеческого фактора.

– Потерпевший и обвиняемый могут примириться?

– Да, есть возможность прекратить уголовное дело за примирением в суде. С одной стороны – это плюс: человек не сядет в тюрьму. Однако в этом случае уголовное дело прекращается по обстоятельствам, которые не реабилитируют подсудимого. Получается, что он действительно совершил преступление, но его простили. А это пятно в биографии.

– Может быть, стоило бы оставить гражданам оружие для самообороны?

– Я против того, чтобы у населения было оружие, считаю, что люди не готовы к такой ответственности. Да и опасно это для самого владельца оружия.

– Почему?

– Допустим, на человека нападают трое. Бьют его, пытаются ограбить. Он, защищаясь, стреляет и попадает, например, в ногу одному из нападавших. И тут же в глазах следствия становится виновным. Следователь сразу же задаст ему вопрос: когда вы нажимали на спусковой крючок, осознавали, что потерпевший получит ранение? Разумеется, да! И этого будет вполне достаточно, чтобы обороняющийся стал виновным в умышленном причинении вреда здоровью.

– Что можете посоветовать тем, кто оказался в такой ситуации?

– Сразу же обратиться к опытному адвокату и успеть дать следователю показания первым.

Нападение – не лучшая защита

Прокомментировать ситуацию с другой точки зрения – со стороны следствия – мы попросили бывшего следователя Бериккали ИШМАГАМБЕТОВА.

– За годы службы мне пришлось расследовать, наверное, несколько десятков уголовных дел о превышении пределов необходимой самообороны, – говорит наш собеседник. – И большая часть из них явилась последствием так называемых “ресторанных разборок”. Допустим, сидели люди в кафе, отдыхали. Потом кому-то из них показалось, что кто-то на него или его спутницу не так посмотрел. И началось!... Помню, по каждому делу приходилось допрашивать по 25–30 свидетелей, причем друзья или знакомые каждой стороны конфликта пытались выгородить своего приятеля.

– Были ли в вашей практике случаи, когда во время самообороны совершалось убийство?

– Не во время самообороны, а когда превышались ее пределы. Было. Между супругами вспыхнула ссора. Муж начал избивать жену, а она схватила кухонный нож и ударила его в руку, перерезала артерию. Он погиб от потери крови. Суд приговорил ее к 3 годам лишения свободы.

– Но ведь женщина защищалась?

– Суд посчитал, что она могла закричать и позвать на помощь, а не убивать супруга. К слову, оба были пьяны. И это была не первая драка между ними.

– Как же гражданам надо защищаться, чтобы не попасть в тюрьму?

– Надо соблюдать принцип адекватности. Тебя оскорбили словом – отвечай так же или вообще не отвечай, а обратись с заявлением в полицию. Но не ввязывайся в драку.

– А как быть, если на тебя, например, нападают грабители?

– Когда нападающих больше, жертве лучше всего выполнить их требования – отдать деньги, мобильник, а не вступать с ними в драку. Еще лучше – убежать, если есть возможность.

Бьют – беги?

Кстати, это второй вопрос, который следователи задают оборонявшемуся: почему вы не убежали?

Однако ответить на него тоже нелегко. Кому-то гордость не позволяет, кому-то обстоятельства – если, к примеру, парень идет с девушкой, он просто обязан ее защитить.

– Поведение человека во многом определено его психотипом, – говорит психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА. – Граница между ними лежит в выборе поведения, когда человек реагирует на происходящее, совершая над собой волевое усилие.

Поведение человека зависит и от его темперамента. Существует 4 типа – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Холерики реагируют на любое событие сразу же и достаточно бурно. Флегматика трудно вывести из себя, но если это произойдет, он может сделать только одно действие, в которое вложит всю энергию. Проще говоря, если ударит, то один раз, но очень сильно.

Каждый разумный человек понимает особенности своего характера и должен соизмерять их с требованиями закона. Если знаешь, что слишком вспыльчив, научись владеть собой в ситуациях, когда эта вспыльчивость может дорого обойтись.


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи