Опубликовано: 3600

Олимпиада-2022. Как Алматы обставить Пекин?

Олимпиада-2022. Как Алматы обставить Пекин?

31 июля станет ясно, кто примет зимнюю Олимпиаду-2022. Меж­ду­на­род­ный олимпийский комитет выберет между двумя кандидатами: Алматы и Пекином. Какие козыри у нас? На этот и многие другие вопросы “КАРАВАНУ” ответил Борис ЯГЛИНСКИЙ – известный строитель, в прошлом один из создателей спортивной инфраструктуры Алматы.

Выстрелить… объектами

– Алматы и Пекин – города разных весовых категорий. Тягаться с китайской столицей по пропускной способности аэропорта, количеству гостиничных номеров и многим другим вопросам бесполезно, – утверждает Борис Яглинский. – Что должен противопоставить Алматы тяжеловесу Пекину? Чем он должен очаровать членов МОКа на финишной презентации перед июльским голосованием?

– Так чем же?

– Я давно говорю, что Алматы должен выстрелить двумя-тремя спортивными сооружениями очень высокого уровня, на голову превосходящими зарубежные аналоги. Мы предложили построить крытый высокогорный конькобежный центр “Супер-Медеу” и горнолыжный комплекс “Тургень”. Выбор не случаен. Именно сооружения для указанных видов спорта являются наиболее сложными и требующими особых природно-климатических условий. Всевышний такие условия в Алматинском регионе создал, и правильное их использование гарантирует успех дела. Ошибочно думать, что этот вариант проигрывает другим своей дороговизной. Наоборот, он существенно выигрывает, если правильно считать доходы и расходы.

– Что необходимо сделать для реализации этих проектов?

– Получить принципиальное согласие властей, определить места застройки, обеспечить финансирование, технико-экономическое обоснование и т. д.

– Знаю, что этого так и не было сделано.

– Вы правы – меня и моих единомышленников не поддержали. Но эта работа не заглохла. На голом энтузиазме и ради спортивного интереса она продолжилась, и ее результатом стали Концепция создания универсального крытого стадиона с четырехсотметровой конькобежной (или легкоатлетической) дорожкой и принципиальная схема создания главного элемента – большепролетного покрытия и несущего каркаса в целом. Он должен надежно сопротивляться сейсмическим воздействиям, аномальным снеговым нагрузкам и другим разрушающим силам природного и техногенного характера.

Что касается горнолыжного центра “Тургень”, по нему разработана оригинальная концепция, гарантирующая превосходство в сравнении с известными зарубежными аналогами.

Особенности перекрытия

– В чем преимущество этих объектов по сравнению с другими вариантами?

– Вначале следует вспомнить, что благодаря уникальным природно-климатическим условиям и удачным технологическим решениям каток “Медеу” с первых дней работы в режиме искусственного льда с 1972 года завоевал звание лучшего ледового стадиона мира и носил этот титул более двух десятилетий. Здесь многократно устанавливались мировые рекорды. Столица Казахстана стала центром конькобежного спорта. Сейчас эти позиции утрачены. Вся слава перешла на крытые высокогорные стадионы Канады и Америки.

Алматы имеет все шансы восстановить свой рейтинг, став обладателем высокогорного крытого стадиона. Тем более что требование МОК – проводить олимпийские старты только на закрытых аренах. Заявочный комитет “Алматы-2022” заверил, что в случае получения права на проведение Олимпиады крытый комплекс будет создан за счет перекрытия “Медеу”, а для массового катания построят новый открытый каток. Но этот вариант крыши имеет много отрицательных сторон. Идея устройства кровли существующего катка является явно ошибочной. Во-первых, даже самая удачная конструкция крыши ухудшит облик легендарного катка, признанного шедевром мирового уровня в области спортивного строительства. Второе – сделать крышу предлагается с помощью традиционных жестких конструкций, что весьма непросто в условиях высокой сейсмичности. Предлагается уменьшить пролет перекрытия арены за счет устройства опор внутри замкнутого пространства с использованием проемов лестничных клеток восточного и западного павильонов. Но и это решение не дает достаточных гарантий от аварий и обрушений. Устройство опор внутри шатра не практикуется в мировой практике и будет восприниматься как неспособность казахстанских специалистов перекрывать большие пролеты надежными конструкциями.

В-третьих, высокую опасность для предполагаемой кровли “Медеу” представляют частые снегопады и оттепели. Уклоны кровли не обеспечат сброса снежных масс и эффективного отвода талых вод. Это послужит причиной аккумуляции снега и льда и в дополнение к высокой сейсмичности еще более усугубит ситуацию. В-четвертых, “Медеу” проектировался и строился как открытая арена с учетом того, что ледовое поле подвергается температурным колебаниям в диапазоне от –30 до +50 градусов Цельсия.

Плюсы асимметричности

– И какой из этого следует вывод?

– Ледовое поле “Медеу” выполнено в виде сложной и дорогостоящей конструкции. Она обеспечивает нужный тепловой баланс, исключает критическое накопление вечной мерзлоты, предотвращает разрушение охлаждающей плиты от температурных деформаций. Для закрытых арен это не требуется. Возникают вопросы. Первый – стоит ли эту дорогостоящую конструкцию омертвлять, закрыв ее крышей, а для массового катания строить новый открытый каток с аналогичными баснословными затратами? Второе – что, собственно, мы собираемся прятать под дорогущий колпак, если главные ценности омертвляются? Ответы очевидны. Существующий открытый каток нужно сохранить для массового катания, тренировок и соревнований низшего и среднего уровня. А для олимпийских и последующих других международных стартов построить современный крытый каток. Перечень недостатков можно продолжать, но я попытаюсь изложить преимущества крытого сооружения в качестве нашего альтернативного варианта.

– Какие же вы видите преимущества?

– Это сооружение – универсальное, способно быть не только катком, но и путем малозатратной трансформации превращаться в арену для легкой атлетики и других видов спорта, а также для проведения зрелищных мероприятий, крупных форумов и так далее. Вместимость – около 8 тысяч постоянных зрительских мест с возможностью увеличения до 12–15 тысяч за счет резервных трибун.

Расположение трибун – несимметричное. Большинство зрительских мест расположено вдоль прямого участка конькобежной (легкоатлетической) дорожки, где происходят главные события – старт и финиш большинства дистанций. Асимметричный принцип создания комплекса позволил придать ему классическую форму амфитеатра, удобную для зрителей и участников. Необычное решение не противоречит стандартам международных спортивных организаций. Асимметрия позволила придать покрытию (кровле) уклоны, обеспечивающие сброс снежных масс и надежный отвод талых и дождевых вод. Также она позволила отказаться от традиционных жестких конструкций и перейти на устройство кровли с помощью гибких вант. Они делают несущий каркас сооружения практически неуязвимым со стороны сейсмических воздействий и других разрушающих сил.

Нужны козыри на финише

– Как часто происходят обвалы и обрушения?

– Только в 2012 году обрушились кровли ледовых арен в Словакии и Боснии. Почти тогда же после двухлетней эксплуатации произошла авария в московском конькобежном центре “Крылатское”. Центр пришлось закрыть на целый год для устранения причин аварии и других слабых мест, не успевших проявить себя. Экстремальные условия Алматы увеличивают эту опасность.

– Почему эти неприятности происходят чаще всего на конькобежных аренах?

– Именно арены с четырехсотметровыми дорожками являются большепролетными и поэтому наиболее уязвимыми. В Алматы в непосредственной близости от существующего катка имеются еще три участка, пригодных для строительства крытого ледового стадиона.

– С конькобежной ареной понятно. А в чем суть вашей концепции по созданию горнолыжного комплекса “Тургень”?

– Считал и считаю, что по своему потенциалу этот горнолыжный комплекс может превзойти не только “Шымбулак” и “Кок-Жайляу”, но и многие зарубежные курорты. Для этого есть очень мощная природная основа. Высокогорное плато Ойкарагай в урочище Тургень – уникальная местность для создания спортивной и туристской инфраструктуры мирового уровня. Хочется только еще раз акцентировать внимание на том, что предложенные концепции создания “Супер-Медеу” и “Тургень” обеспечат быструю окупаемость и лидирующее положение среди подобных сооружений мира на долгие годы.

– Что бы вы посоветовали заявочному комитету Алматы-2022?

– Я бы хотел порекомендовать на финишной презентации перед голосованием на сессии Международного олимпийского комитета в дополнение к ранее представленным предложениям по решению обострившихся проблем с конькобежной и горнолыжной аренами передать новые варианты в виде проектов “Супер-Медеу” и “Тургень”. Убежден, они действительно очаруют членов МОКа. Если этого не произойдет, шансов на победу будет не так много.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи