Гадание на генах. Что было, что будет, чем сердце успокоится

Продвинутые казахстанцы нашли новый способ заглянуть вперед – они ходят к генетикам. С помощью анализа крови вычисляются не только болезни, которые могут возникнуть спустя годы, но можно приоткрыть тайны грядущего и даже подобрать идеальную вторую половинку.Что такое генетический паспорт

Поговорка “что на роду написано” имеет для ученых-генетиков особый смысл. Они действительно могут прочесть зашифрованные послания из прошлого, которые помогут определить будущее. С недавних пор казахстанцы увлеклись исследованиями своих генов, появились генетические паспорта. Мы побывали в Казахстанском институте общей генетики и цитологии и узнали, о чем же могут рассказать гены.

– Генетический паспорт – это информация об индивидуальном наборе ДНК-маркеров, которые определяются в результате анализа крови, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики Анастасия ПЕРФИЛЬЕВА.Вариации гена могут свидетельствовать о том, что человек предрасположен к тем или иным заболеваниям или вредным привычкам. На основе этих данных составляются генетические паспорта для любого желающего с расшифровкой особенностей, которые даны именно этому человеку. Это уникальная возможность заглянуть в будущее.

Сейчас в мире популярно составление генетических паспортов на предрасположенность не только к заболеваниям, но и к определенному виду спорта. Ученые могут сказать, что человек будет успешен в гимнастике, у него хорошая гибкость мышечных волокон, или он будет хорош в видах спорта, где нужен активный набор мышечной массы.

Расшифровка генов может приоткрыть много других тайн и возможностей.

Как предсказываются болезни

Процедура составления генетического паспорта – несложная. Человек сдает кровь из вены, мы выделяем ДНК, проводим ряд реакций и определяем вариации определенных генов, – отмечает Анастасия Перфильева. – При этом на  данный момент у человека может не быть никаких симптомов, и даже диагностика может не разглядеть скрытой угрозы, которая может проявиться только через годы. А генетический анализ позволяет это сделать.

Конечно, не все заболевания можно “предсказать”, в основном те, что имеют наследственную предрасположенность. Это онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, врожденные пороки:

Больше всего людей интересует информация о предрасположенности к онкологическим заболеваниям. Особенно к тем видам рака, которые наиболее агрессивны и распространены. Рак молочной железы, легких, шейки матки, пищевода, кожи, колоректальный рак…

Так, ученые могут сказать, что у человека высок риск развития рака легких, и ему противопоказаны курение сигарет, кальянов, работа на вредных производствах. Часто люди недоумевают: как так – одни курят всю жизнь и никакого рака легких, другой только взялся за сигарету и получил страшный диагноз. Это уже генетические особенности. Заболевания передаются по наследству как по материнской, так и отцовской линии:

– Все знают, что актриса Анджелина Джоли решила убрать молочные железы после проведения генетического анализа. У нее обнаружили мутацию генов, которая дает большую вероятность развития рака молочной железы. Мы даем рекомендации, какой образ жизни надо вести при обнаружении той или иной предрасположенности, кому-то рекомендуем избегать избыточного ультрафиолетового излучения, советуем не посещать солярий, не находиться долго на агрессивном солнце.

Пища для работодателя

Гены могут рассказать не только о возможных болезнях, но и о психологических особенностях человека.

В мире очень популярно составление генетических паспортов, где содержится информация о психологических особенностях человека. Можно определить, предрасположен ли он к агрессии, коммуникабелен ли, эмоционален или сдержан, – поясняет Анастасия Перфильева.

В некоторых странах генетические паспорта предъявляются при трудоустройстве на ту или иную вакансию. Работодатель получает не просто резюме с графами “вредные привычки”, “характеристика”, где человек дает оценку сам себе, но и заключение ученых, которые вычисляют уровень агрессии, склонность к рутинной работе или быстрому принятию решений. Понятно, что слишком эмоциональные люди будут не лучшими сотрудниками, если требуются сосредоточенность и хладнокровие. И, наоборот, там, где надо генерировать идеи, вести активную умственную деятельность, заторможенный сотрудник не принесет пользу.

Любовь на генетическом уровне

Информация, скрытая в генах, может стать судьбоносной при выборе второй половинки.

Сегодня сложно себе представить такую ситуацию. Встречаются люди, влюбляются, а перед свадьбой обмениваются… генетическими паспортами. Но в будущем это может стать привычной практикой. Например, в Турции перед вступлением в брак требуется справка, в которой указываются заболевания молодых, в том числе генетические. Действительно, для рождения здорового потомства не мешает заранее узнать не только о вредных привычках, размере банковского счета, но и о “родовом” грузе своей половинки.

Ученые поясняют, что каждый из нас получает от предков наследство в виде как “хороших”, так и “нехороших” генов – так называемый генетический груз. И если ваша вторая половинка будет иметь такой же вариант “больного” гена, как и у вас, вероятность развития генетического заболевания у ребенка резко повышается.

– Сбросить генетический груз позволяют межнациональные браки, когда люди смешивают кровь. Тогда вероятность встретить человека с похожими генетическими проблемами уменьшается, – говорит генеральный директор Института общей генетики и цитологии Лейла ДЖАНСУГУРОВА.

– Человек может подсознательно тянуться к другому, чтобы создать потомство с определенными характеристиками, – считает главный научный сотрудник института Эдуард ВСЕВОЛОДОВ. – Известно, что очень высоких парней привлекают миниатюрные девушки, а их в свою очередь – большие парни. Более светлым нравятся темноволосые, то есть притягиваются противоположности. Все это не что иное, как генетический отбор, который люди делают подсознательно, чтобы создать более гармоничное потомство.

И как бы фантастично ни звучало, но предсказать даже выбор идеальной второй половинки можно с помощью генетики.

О чем расскажет твой код?

В последние годы ученые мира обнаружили сотни генов, которые могут охарактеризовать человека и даже предугадать его поведение и события.

Мы собрали самые известные открытия генетики последних лет и попросили казахстанских ученых прокомментировать, можно ли стопроцентно верить в то, что написано на роду?

Ген ожирения. Ученые из Оксфордского университета обнаружили ген ожирения FTO. Угроза потолстеть у тех, кто наследует определенную разновидность данного гена, выше на 70 процентов, считают ученые. То есть при определении такого гена людям стоит особенно внимательно следить за питанием и вести активный образ жизни.

Ген агрессии. Очень интересный вывод сделали ученые в результате проведения исследования более 2,5 тысячи заключенных, находившихся в тюрьмах США. Подтвердилась гипотеза о том, что у мужчин, склонных к агрессии, есть особый ген – “ген воинов”. Ученые называют его ген МАОА, он усиливает выделение организмом гормонов дофамина и серотонина, которые оказывают влияние на поведение и настроение человека. Причем содержится только в Х-хромосоме и соответственно влияет только на мужской пол. При обнаружении этого гена можно предположить, что человек склонен к проявлению агрессии, и в будущем рекомендовать ему держать себя под особым контролем.

Ген алкоголизма. Исследователи из Университета Северной Каролины обнаружили вариант гена, названный CYP2E1, который определяет связь человеческого организма с алкоголем. По сути, можно заранее узнать, предрасположен человек к алкогольной зависимости или нет.

Ген лени. Ученые из Абердинского университета и Китайской академии наук нашли некую генетическую особенность, из-за которой человек не испытывает тяги к физической активности. Это грозит набором веса и появлением проблем со здоровьем.

Ген лидерства. Ян Эммануэль де Неве и его коллеги, специалисты Университетского колледжа Лондона, провели широкомасштабное исследование в области генетики. Сопоставив генетические образцы 4 тысяч человек с учетом занимаемых ими должностей, выявили, что большинство руководителей обладали генотипом rs4950. По мнению ученых, именно он отвечает за развитие навыков лидерства и способность брать на себя обязательства. Это открытие дает шанс заранее вычислить лидера в коллективе.

40 тысяч подсказок?

У человека – 40 тысяч генов. Много это или мало? На этот вопрос “КАРАВАНУ” ответил казахстанский ученый-генетик Эдуард ВСЕВОЛОДОВ:

Учитывая, что гены передают всю информацию, это не так уж и много. Мы часто слышим, что открыт ген, который говорит о предрасположенности человека к конкретным характеристикам, например, к агрессии, появлению в будущем проблем с весом. Понятно, что тот или иной ген может показать тенденцию, но имейте в виду – она не предрешена. Доказано: несмотря на то что определенный ген есть, он не показывает своих признаков и может не сыграть. При этом передастся по наследству и, возможно, заработает тогда.

Есть гены радости. Ген эйфории – это реакция, возникающая в организме на воздействие факторов. Если что-то полезно для организма, человек чувствует эйфорию. Люди с таким геном предрасположены к позитивному восприятию мира. Каждому гену присваивается номер, определяется его количественное воздействие. Чтобы понять действие гена, нужно определить, где он расположен: в кишечнике, мозге, пальце ноги? Ген, отвечающий за ожирение, но расположенный не в кишечнике, вряд ли вызовет повышенный аппетит. Это, конечно, шутка. Возможно, именно этот ген будет заблокирован другими генами. Они между собой тоже могут конфликтовать и выключать или включать друг друга. Поэтому рассматривать отдельные виды гена без учета всей сложности организма было бы неправильно.

Алматы