Опубликовано: 7300

Cкорее мертв, чем жив

Cкорее мертв, чем жив

Восточноказахстанский рабочий поселок Первомайский

Полгода назад инвестор остановил уникальный металлургический комплекс, и рабочие остались без средств к существованию.

“В Первомайском рабочие выходят на митинг” – такой звонок раздался в усть-каменогорском корпункте нашей газеты. И мы экстренно собрались в дорогу.

Поселок Первомайский Шемонаихинского района всегда считался элитным. В советское время здесь действовал Иртышский химико-металлургический завод (ИХМЗ) – “почтовый ящик”, подчинявшийся напрямую Москве. Его продукция, редкие и редкоземельные металлы, входила в “группу 100”, которая шла по “зеленому коридору” производителям крепчайшей брони и радиоэлектроники. Только ниобия, придающего стали особые свойства, выпускалось восемь наименований – от слитков до сплавов. Редкоземы – европий, самарий, лантан, церий – шли на военную оптику и выпуск трассирующих пуль и снарядов.

Понятно, и поселок был образцом жилищно-коммунальной сферы. Коттеджи – под черепичной крышей, детские площадки – чуть ли не в каждом дворе, аккуратные аллеи и улочки…

Истоки кризиса

Сегодняшний кризис Первомайского зародился 15 лет назад вместе с развалом советских экономических связей. Прервались отлаженные поставки сырья на градообразующее предприятие ИХМЗ, начались проблемы со сбытом. Руководство завода, похоже, не знало, что делать с уникальным производством. Или не хотело знать. С 1997 года к руководству ИХМЗ, стратегического комплекса (!), пришел частный инвестор. А еще спустя несколько месяцев завод был объявлен банкротом!

Сложнейшее наукоемкое производство с электронно-лучевыми печами пустили с молотка – за копейки! За 360 тысяч тенге местный коммерсант купил, например, водозабор, очистные сооружения, трубы, тяжелую технику, машины, автобус, ремонтную базу. Сейчас в поселке открыто говорят о немалой “заслуге” экс-руководства области во всем, что произошло с заводом и его поселком. И считают, что стратегическое производство, а с ним и поселок уничтожали намеренно.

Ненужный завод

Мы въезжаем в поселок холодным сентябрьским днем. Сегодняшний Первомайский – это разбитый асфальт, кварталы руин вместо многоэтажек, пни и рвы вместо аллей. Запустение, уныние.

Озябшие старики ежатся под холодным ветром. Они, кстати, самая платежеспособная прослойка, пенсии получают. Остальные давно забыли о стабильности, нормальной работе и зарплате.

Мы въезжаем в центр Первомайского. Возле здания с государственным флагом собрались люди. У всех разговор об одном – приказе о сокращении 219 человек, всего трудового коллектива редкометалльного производства. Полгода назад очередной хозяин загасил печи, отправил людей по домам, не выплатив ни тиына. А сегодня издал приказ, смысл которого предельно ясен: закрыть предприятие окончательно!

– Мы считаем, что банкротство завода изначально было ложным, – объясняет ситуацию член инициативной группы, рабочий с 39-летним стажем Угубай Касенов. – Наш коллектив был категорически против, чтобы завод дробили. По нашему обращению глава правительства издал постановление о стратегической направленности ИХМЗ и продаже его единым лотом. Но местная власть не “видела” документ.

В 1998 году, по словам металлурга, единый комплекс расчленили и за бесценок по частям отдали в частные руки. С тех пор редкометалльное производство сменило несколько хозяев, и каждый из них старался выкачать из завода все, не вкладывая ничего. Один “инвестор” целиком продал железную дорогу, которую строили вместе с заводом для всех производственных поставок в поселок. Два тепловоза, снегоочистители, рельсы, шпалы… Ничего не осталось. Первомайцы теперь вынуждены тратить большие деньги, чтобы нанять машину с углем из соседнего села. Другой “инвестор” в хлам разбил уникальные цеха, разобрав на стройматериалы. Третий взял баснословный кредит под развитие технологии.

– Ни один чиновник, ни одно ведомство, – говорит Угубай Байжуминович, – ни разу не проанализировали деятельность этих частников. Не поинтересовались, какие “инвестиции” они сделали, что после них осталось от завода. Больше десяти лет здания и оборудование не видели капитального ремонта. Хотя ИХМЗ – единственное предприятие на территории бывшего Советского Союза, выпускающее высококачественный ниобий. На заводе шесть электронно-лучевых печей, стоимость каждой – несколько миллионов долларов, режим вакуума поддерживается серьезной электроникой. Сама электронная пушка – редкость, такие в мире делают единичными экземплярами. Без нашего ниобия не обходится ни нефтегазовая сфера, ни атомная энергетика, ни оборонка. Чем объяснить такое пренебрежение государства к стратегическому производству?!

И за себя, и за державу обидно!

Одно республиканское издание привело такой пример. В районе Урала упала ракетная ступень, и нашедшие ее сообщили, что это, видимо, кусок метеорита с большим содержанием ниобия такой чистоты, который в условиях Земли получить невозможно. Эксперты посмотрели – соответствует стандарту качества ИХМЗ. Историю эту рассказал экс-директор завода, которого уже нет в Первомайском – как нет и обещанных им перспектив вместе с огромными кредитными средствами.

Зато остались в поселке металлурги и их семьи, которым больше полугода не платят зарплату. “Наши семьи натуральным образом голодают, – пишут первомайцы в своих обращениях в самые высокие инстанции. – Не могут собрать детей в школу, оплатить обучение студентов, купить дрова и уголь. Такая ситуация для нас странная… Наше предприятие относится к наукоемким, может приносить немалую прибыль… его необходимо вернуть в государственную собственность, положить конец разграблению и уничтожению…”

Недавно трудовой коллектив подал заявку на митинг, местная власть нашла предлог, чтобы отказать. Металлурги подали вторую. “У нас не остается выбора, как воспользоваться своим правом на проведение митингов, забастовок, голодовок, – резюмирует Угубай Касенов. – Надеемся, наверху нас все-таки услышат!”.

Когда верстался номер, стало известно, что аким Восточно-Казахстанской области Адылгазы Бергенев собрал экстренное совещание по критической ситуации на Иртышском химико-металлургическом заводе. Глава области потребовал от руководства предприятия немедленной выплаты всех долгов по заработной плате, а также выступил за проведение правовой

и финансовой проверки деятельности инвестора.

Усть-Каменогорск – п. Первомайский

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи