Опубликовано: 4200

Советы пилота “Дакара”: Примочки для внедорожника

Советы пилота  “Дакара”: Примочки для внедорожника

О подготовке автомобилей для популярнейшей гонки “Дакар”, что такое прототипы и на что именно обратить внимание любителям поездок по бездорожью, рассказывает пилот клуба “Астана Мотоспорт” и сборной Казахстана, мастер спорта международного класса по автоспорту Денис БЕРЕЗОВСКИЙ.Как готовят спорткары

Наша беседа с Денисом Березовским состоялась буквально спустя несколько дней, как он в феврале в классе стандартных внедорожников Т-2 “Продакшн” выиграл в России первый этап Кубка мира по ралли-рейдам “Северный лес”:

– Мы только что финишировали в гонке “Северный лес”, покрытие – укатанный снег, лед или снежная каша на закрученных узких лесных дорогах в Карелии. Следующий этап Кубка мира пройдет в Арабских Эмиратах уже по песчаным дюнам – 6 дней по 300 км песков ежедневно, следующий – в Катаре, где нас ждет скоростная гравийная пустыня.

– Машины будут теми же или другими?

– Теми же, меняются только шины.

– Как именно оборудуют спортивные машины?

– Во-первых, делается каркас безопасности, он бывает наружным или внутренним. Надежнее установить внутренний, он сваривается из металлических труб внутри кабины и обеспечивает дополнительную жесткость кузову. Ведь при сильном ударе кузовные элементы деформируются. Если машина перевернулась через крышу, то она, скорее всего, сложится. Но каркас защитит экипаж. Обязательно в салоне должен быть огнетушитель. Сиденья в таких машинах представляют собой жесткий ковш, обшитый мягкой тканью: в момент сильного удара он сохраняет свою форму. Ремни безопасности в отличие от стандартных имеют не 3 точки крепления, а 4, 5 или 6. Чаще всего в гоночных автомобилях используют колеса большого диаметра, ставят удлиненные пружины или более жесткие рессоры, усиленные амортизаторы, мосты, а также усиленные редукторы, полуоси. Всем агрегатам производят максимальную гидроизоляцию: сапуны на мостах, коробке и раздатке меняют на шланги. Изолируется воздушный фильтр. Для улучшения параметров двигателя ставят прямоточный воздушный фильтр и глушитель. Еще машину обязательно оборудуют лебедкой, желательно с кевларовыми (синтетическими) тросами и, конечно, домкратом.

– Что такое класс Т-1?

– Это машины-прототипы. Снаружи напоминают серийный экземпляр, но внутри – это просто полет инженерной мысли! Все агрегаты смонтированы на каркасе, заменяющем силовые и несущие элементы кузова и шасси, на котором крепятся агрегат, – мотор, коробка передач, мосты и подвеска. Сверху все закрыто панелями из углепластика.

Издержки “производства”

– Если машина ломается во время гонки, то вызывать техников, говорят, нельзя?

– Да, ремонтировать механики имеют право только на бивуаках. Поэтому во время гонки машину ремонтируют сами пилоты и штурманы.

– Вам приходилось устранять поломки самостоятельно?

– Конечно, очень много раз и в самых разных условиях.

– Что запомнилось больше всего?

– У меня за плечами почти 150 гонок за 15 лет. Были разные поломки и в трофи-рейдах, и ралли-рейдах. Одним из сложных случаев была поломка на этапе чемпионата Казахстана по трофи-рейдам в 2008 году. Тогда, в степи за 250 километров от Алматы, мы “порвали” задний мост. Надо было менять редуктор, а с собой в запасе был только передний. Но у меня в гараже в Алматы стоял такой же “гражданский автомобиль-донор”, его можно было использовать. Помчались в Алматы, но передаточные числа в редукторах оказались разными. С помощью двух домкратов и гаечных ключей мы со штурманом подняли оба авто и за ночь перебросили полностью мосты с одного автомобиля на другой. Поставили большие колеса и успели вернуться к старту на следующее утро.

– А что ломалось на легендарном ралли-рейде “Дакар”?

– Самым тяжелым для нас был “Дакар” 2012 года. Машина из 15 дней гонки ломалась 12 дней. Не выдерживали мосты, “завязывались в узлы” карданные валы, лопались крестовины, грелось топливо, отказывала электроника. Основной ремонт делали сами. Хотелось спасти результат, хотя уже после двух первых поломок о нем и речи не было. Но “Дакар” есть “Дакар”, и первый результат – это финиш. Три дня подряд мы спали по одному часу, проезжали каждый день по 900 км.

Незабываемый рыжий “Москвич”

– Какая машина была у вас самой первой?

– “Москвич-412” оранжевого цвета назывался “заря”. Купил в 1990 году у одного дедушки. Он тщательно следил за автомобилем, и ко мне он попал в полном порядке. Хотя потом, конечно, пришлось пово­зиться – как с любым “Москвичом”. Я был молодой начинающий водитель и за полгода наездил 30 тысяч. Сломалось все, что могло сломаться… Вышел из строя топливный насос, садился аккумулятор, сгорали стартер и прокладка двигателя, разбалтывались кулисы коробки передач, от неправильной регулировки порвал редуктор заднего моста. Только рессоры остались целыми. Нет, я не гонял на той машине – просто ездил.

– А свой первый внедорожник помните?

– Да, это “Нива”. Потом у меня было еще четыре внедорожника. Они меня полностью устраивали. Но позже появились другие машины – все зависит от бюджета и требований к автомобилю. Моя специализация в спорте – это марафоны от 3 до 5 тысяч километров. Для этого вида гонок более подходит автомобиль с длинной колесной базой, с мощным бензиновым мотором или турбодизелем.

– Бывает, человек работает в кинологической службе, разводит больших страшных собак, а дома у него – болонка…

– Понятно, вы говорите о “гражданском автомобиле”?! Нет, на легковых машинах я практически не езжу, дома у меня полноприводный пикап. Почему? Езжу на квадроцикле, и его удобно возить в кузове этой машины.

– Любите выезжать на природу?

– Да, поэтому предпочитаю джипы.

– Свои машины сами как-то изменяете?

– Конечно. Спорт развивает в вас или провоцирует несколько иной стиль вождения и более требовательное отношение к автомобилю. Вы различаете все технические особенности машины и пытаетесь что-то в ней улучшить. Раньше я на гражданские авто пытался прикрутить все, что можно. Но сейчас использую только самое необходимое, что действительно поможет при вождении. В моем авто установлены более жесткие, усиленные амортизаторы, защита картера двигателя и подкачка задней подвески, чтобы в кузов можно было погрузить больше. Задняя подвеска дополнена пневматическими подушками для увеличения грузоподъемности.

“Резиновый” вопрос

– Какую машину посоветуете для поездок на природу?

– Если человек хочет просто высунуть нос из города – это одно, а поездки на охоту, пробы своих сил и возможностей машины на тяжелом бездорожье – это другое. Снаряжение в автомобиле должно надежно крепиться и не доставлять своей болтанкой дискомфорт во время езды. В принципе, можно выехать на природу на любой машине, правильно подобрав колеса, и не соваться в лужи и ямы.

– Сейчас на дорогах немало внедорожников на огромных колесах с торчащими в разные стороны кенгурятниками, лестницами, шноркелями.

– Я тоже прошел через все это, но потом понял, что обычный автомобиль должен просто иметь правильную резину и небольшой набор дополнительного оборудования. Ведь большинство дорожных проблем решается правильным выбором протектора шин и давления в них. Конечно, еще обязательно надо брать с собой лопату и в багажник положить компрессор.

– Какую резину надо ставить, если планируете ездить по грязи?

– Это должна быть крупная разреженная “шашка” с хорошим грунтозацепом. Если едете по асфальту и снегу, посоветую обычную липучку или липучку с шипами. Если просто шоссе – возьмите резину с хорошей боковой устойчивостью и водоотводящими каналами.

– Сколько комплектов резины надо иметь автолюбителю?

– В принципе, человеку с одним автомобилем на все случаи жизни достаточно иметь три комплекта шин, чтобы удовлетворить все свои “хотелки” в течение года. Зимой – зимние шины-липучки или липучки с шипами, летом, осенью и весной – всесезонные шины с хорошим боковым подпором, а для грязи – хорошие грязевые шины с крупной “шашкой”.

– Имеет ли смысл устанавливать на машину большие колеса?

– Лучше их не ставить. Потому что они нарушают базовые характеристики машины. Если человек все-таки хочет поставить колеса большого диаметра, то надо не забывать, что при входе в поворот машина с такими колесами рискует упасть набок. Также необходимо учесть, что другие узлы и агрегаты автомобиля при установке больших колес будут получать большие нагрузки… При должном уходе ваш автомобиль вас никогда не подведет!


Зачем дарить детям дорогие машины?

Как показывает статистика, большинство ДТП, в том числе с тяжкими последствиями, совершают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Несмотря на это, родители дарят своим чадам дорогие авто. Свое мнение на этот счет высказывает психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА:

Согласно психологическому портрету, 18-летние не могут в полной мере считаться взрослыми людьми (хотя по закону они уже совершеннолетние). У них еще не сформировались качества, необходимые для вождения автотранспорта. Взять то же внимание. Молодые не в полной мере контролируют свои действия, не управляют эмоциями и сильно подвержены аффектации. К тому же они не в состоянии в полной мере оценить стоимость этой машины – они ее не заработали. В то же время подобные дорогие подарки развивают в юношах и девушках чувство ложного превосходства. Когда они сидят в дорогих суперкарах, то начинают относиться к окружающим высокомерно: мол, я крутой, особенный! Нередко это приводит к трагическим последствиям. Предвижу, что кто-то из таких родителей может сказать: не заглядывайте в чужой карман – у нас есть деньги, и мы будем тратить их так, как считаем нужным! Что же, по-своему они правы, да и дети – их собственные. Жаль только, что, гоняя на своих дорогих авто, они забирают жизнь чужих детей. Как Усенов, например…

Прежде всего – красота

Права народная пословица, что на вкус и цвет товарищей нет! На машины – также свои предпочтения. Одним нравятся спорткары, другим – джипы, третьих вполне устраивает “рабочая лошадка”. У примы казахстанской эстрады Макпал ЖУНУСОВОЙ – тоже свой взгляд на авто, хотя сама за руль не садится:

– Зачем, если есть водитель? Он меня возит.

– Машины сами себе выбираете?

– Нет, никогда не покупала, мне их обычно дарили. Сначала – супруг, потом – поклонники.

– Какие авто вам нравятся больше всего?

– Главное – чтобы машина была красивая.


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи