Опубликовано: 8400

Турксибский район Алматы: Тревожная жизнь окраин

Турксибский район Алматы: Тревожная жизнь окраин

Устаревшие коммуникации, разбитые дороги, большое количество ветхого жилья, присоединенные поселки со своими “тараканами” – этот лишь некоторые штрихи к отнюдь не парадному портрету Турксибского района Алматы. По просьбам читателей “КАРАВАН” рассказывает, как в таких условиях здесь живут люди. “Ложимся спать и молимся”

В начале 30-х годов прошлого столетия в Кагановическом (будущем Турксибском) районе Алма-Аты началось активное строительство домов, в большинстве – барачного типа. Вряд ли кто предполагал, что в бараках, без удобств и воды, люди будут еще жить спустя 80 лет! Проехав по Турксибскому району, мы убедились: жилищный вопрос – один из самых острых. “На чемоданах” живут тысячи людей – в надежде, что их строения попадут в госпрограмму “Ветхое жилье”. О том, что такие постройки опасны и могут быть разрушены в случае 5–6-балльного землетрясения, специалисты говорят давно. В первую очередь это саманные строения и кирпичные дома с деревянными перекрытиями 1930–1940 годов, они построены в большинстве своем крестьянами, не имевшими никакого понятия о сейсмостойкости. Коммуникации морально и физически устарели. Ветхие постройки не берутся страховать страховые компании. И в случае пожара людям приходится биться за право обрести новую крышу над головой.

 – Ложимся спать и молимся, чтобы не случился пожар, – говорит жительница каркасно-камышитового дома по улице Молдагалиева пенсионерка Валентина Васильевна. – Электропроводка в доме старая. Такие дома горят каждый год, люди остаются на улице – без имущества, без документов. Но наш дом, оказывается, не подлежит сносу!

Дырявые крыши, гнилые полы

В прошлом году “КАРАВАН” рассказывал о страшном пожаре в доме № 6 по улице Щербакова, происшедшем в ночь на 14 августа. Дом сгорел полностью, без крова остались несколько семей. Как выяснилось, через четыре месяца на том же месте построили каркасно-камышитовый дом точно такой же планировки. Люди считают – им повезло. Ведь после пожара районные власти предложили лишь единовременную помощь да деньги на временную аренду жилья. Погорельцы писали во все инстанции, обращались в газеты, на телеканалы. И их услышали! Хуже приходится владельцам частных домостроений – после пожаров многие вынуждены скитаться по съемным комнатам, времянкам. Потому что фонда помощи погорельцам нет ни в районном, ни в городском акиматах. А ведь в Турксибском районе 22,5 тысячи частных домостроений!

Неудивительно, что вопрос сноса – самый болезненный у жителей улиц Гёте, Гаршина, Щелокова, Палладина, Молдагалиева, Глазунова, Майлина, Акан Серэ и других. Люди неоднократно обращались в акимат, они боятся жить в домах с дырявыми крышами, гнилыми полами и перекосившимися стенами. Но за два года работы программы “Ветхое жилье” снесено всего 16 домов. Между тем, по данным акимата района, к категории ветхих отнесено 526 домов! Проводить какие-либо ремонтные работы, а тем более сейсмоусиление своими силами люди не в состоянии – в основном здесь живут малоимущие, пенсионеры… По официальной статистике, каждый восьмой житель района – пенсионер. Более шести тысяч жителей получают пособие по инвалидности.

Проблема “с душком”

Объехав многие улицы и поговорив с их жителями, мы убедились: проблем здесь – “воз и маленькая тележка”. В прошлом году аким Владимир Устюгов сказал, что в районе катастрофически не хватает канализационных сетей. А их изношенность, как и водопроводных, составляет до 60 процентов. Жители прилегающих к вокзалу Алматы-1 домов попросили нас осветить ситуацию, заставляющую их продавать свои квартиры:

Подъезды наших домов, прилегающая территория превратились в один сплошной туалет. На вокзале Алматы-1 туалет платный – 40 тенге. Таксисты, водители автобусов, торговцы, пассажиры не хотят или не в состоянии платить. Почему в торговых центрах туалеты бесплатные, а на стратегически важном объекте – платный? Неужели нельзя решить этот вопрос: например, построить на улице бесплатный туалет? Летом мы не можем открыть окна – нечем дышать!

В целом, со слов местных жителей, прилегающие к вокзалу улицы не блещут чистотой: кругом колдобины и огромные лужи, грязь, а летом – пыль, мусор. Не лучше обстоят дела и возле рынка Алматы-1, что выходит на улицы Шолохова и Парижской Коммуны.

Здесь тоже остро чувствуется нехватка, а может, дороговизна местных туалетов: в нескольких местах мы увидели предупреждающие объявления, которые просят людей не испражняться в неположенных местах. На наших глазах сотрудник местной автостоянки ведром вычерпывал воду из огромной ямы, которая стекает под торговые прилавки, затрудняет проход на рынок посетителям.

 Что же делать?

Другая беда района – разбитые улицы, тротуары, переулки, подъездные дороги между домами. Многие из них больше напоминают решето – яма на яме. Мы были свидетелями, как по улице Молдагалиева, испещренной ямами, словно после бомбежки, тряслась машина, перевозящая газовые баллоны.

Еще одна боль – освещение частного сектора. Жители многих улиц жаловались, что вечером страшно выйти из дома. Но хуже всех приходится жителям присоединенных к Турксибскому району поселков – Альмерек, Колхозши, Кайрат. Здесь улицы язык не поворачивается назвать дорогами, по которым люди ходят в резиновых сапогах и калошах даже летом. Жители поселка Кайрат намерены писать письмо акиму Турксибского района, чтобы на них обратили внимание.

Нам срочно нужно решать вопросы с дорогами, газификацией, электроснабжением – а перебои случаются регулярно, транспортом, – говорит жительница улицы Таттимбета Ляззат ЖАМБЫРШИЕВА. – В поселке нет государственного детсада, школы, возим детей с пересадкой в ближайшую школу № 143. Раньше до нее ходил маршрут № 19. Но его убрали. Теперь очень неудобно. А одних детей страшно отправлять с пересадками.

По словам местных жителей, также им отравляет жизнь неприятный запах, источником которого они считают находящийся поблизости завод.

Вывешиваю на улицу белье, повисит пару часов и пропитывается запахом резины, – продолжает Ляззат Жамбыршиева. – Вечером, ночью окна невозможно открыть – ветер приносит неприятный запах. Как же так жить?

В другом, теперь городском поселке Альмерек, люди тоже жалуются нам на отсутствие благ цивилизации.

Улицы все разбитые, в ямах, канавах, детсад только частный, газа нет, со светом перебои, – говорит жительница Альмерека Марьям.

Словно в прошлом веке

По официальной статистике, в Турксибском районе Алматы сейчас проживает более 211 тысяч человек. Но специалисты по вопросам миграции уверяют, что можно смело добавить несколько десятков тысяч приезжих, которые ютятся в частном секторе, в съемных времянках, комнатах. Для многих остро стоит вопрос с пропиской, ведь нет регистрации – нет постоянной работы, гарантированного куска хлеба. Больше всего обращений о помощи в редакцию “КАРАВАНА” приходит от жителей Турксибского района. Многие детсады, школы района переполнены. В единственном детском доме творчества № 6 запись в бесплатные кружки давно ведется на сентябрь 2015 года.

Еще люди просят обратить внимание на озеленение. Интенсивная обрезка и вырубка почти вековых тополей, дубов, в том числе вдоль магистральных улиц, привели к тому, что район лишился части зеленого массива. На сайте акимата указано, что ежегодно проводится высадка молодых саженцев. Целый день мы мотались по району, но так и не увидели, где же высажены эти деревья.

Чтоб все так получали!

“КАРАВАН” пытался выяснить, какое же количество населения с низким уровнем дохода живет в Турксибском районе Алматы, сколько человек получают социальную адресную, жилищную помощь. Полдня нас “гоняли” по разным номерам, но никто не смог пояснить, кто располагает такими данными.

Почему-то молчал телефон приемной, указанный на сайте акимата. На самом сайте в паспорте Турксибского района средняя заработная плата по району значится более 154 тысяч тенге в месяц! Мол, в сфере торговли и ремонта автомобилей зарплата – 161 тысяча, транспорта и связи – 166 тысяч, финансовой деятельности – 273 тысячи, в сфере искусства, развлечений и отдыха – 101 тысяча, государственном управлении – 107 тысяч, в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг – 236 тысяч. При этом официально в Турксибском районе, который социологи называют одним из неблагополучных, числится всего 83 безработных!
Можно предположить, что столь радужную картину по средней зарплате района дают крупные предприятия, такие как салоны по продаже автомобилей и запчастей, логистический центр, и другие. Но зачем всех жителей окраин равнять с кучкой бизнесменов? Видимо, бастыки из районного акимата давно не выходили в народ, иначе бы узнали, как в старых бараках выживают семьи на 30–40 тысяч тенге в месяц.

Криминал

Наиболее распространенные преступления в Турксибском районе – кража имущества. Как указано на сайте акима, средняя раскрываемость – 24 процента.

Визитная карточка

Турксибский район Алматы. Население – более 211 700 человек, из них экономически активное – свыше 98 тысяч; площадь – 75,7 тысячи квадратных километров; субъектов малого предпринимательства – 5 351, крупных и средних промышленных предприятий – 50, магазинов – 531, предприятий общепита – 182, рынков – 8, больниц – 5, поликлиник – 6, детсадов – 33, в том числе 12 негосударственных, школ – 28.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи