Опубликовано: 2900

Большой китайский эксперимент

Большой китайский эксперимент

Почему свободные экономические зоны в Китае работают успешнее, чем в Казахстане или, скажем, в России? Бытует мнение, что нужно снизить налоги или совсем их убрать, и тут же польются деньги. Это не совсем так. И поездка “КАРАВАНА” в Китай, самую крупную в этой стране Шанхайскую зону свободной торговли, показала, что бизнесу нужна не халява, а уверенность и стабильность.

Беспошлинная территория

Официально Шанхайская зона свободной торговли (или ШЗСТ) была открыта 29 сентября 2013 года на основе четырех беспошлинных территорий: зоны Вайгаоцяо, логистического парка Вайгаоцяо, порта Яншань и зоны международного аэропорта Пудун. Общая площадь составляет 28,78 квадратного километра.

Пока Шанхайская СЭЗ поражает не только размерами. Наш автобус на территории зоны Вайгаоцяо окутал туман с моря, обычный для зимы, и тишина вокруг. Аккуратные газоны, чистые дороги, и никого вокруг. После пробок Шанхая кажется, что попал в благословенную землю, где все создается без участия людей.

– Вайгаоцяо включили в Шанхайскую зону свободной торговли год назад, и пока мы только успели создать инфраструктуру. Большая часть помещений еще свободна, – рассказал на встрече с казахстанскими журналистами заместитель руководителя комитета по управлению Шанхайской зоны свободной торговли Чжу МИНЬ.

Тем не менее зона уже работает и привлекает внимание иностранных инвесторов:

– Предприятие может заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит законодательству Китая. Обязательное условие – трудоустройство граждан КНР. Чем больше людей получит работу, тем лучше. Предприятие может быть создано, даже если будет работать только один его сотрудник, а уставной капитал составит 1 юань.

Что можно?

По словам Чжу Миня, при разработке концепции был учтен опыт работы других свободных зон Китая:

– До последнего времени не было четких указаний о том, какие сферы и отрасли открыты или закрыты для иностранного капитала. Сейчас принята модель “разрешено всё, что не запрещено”. В 2014 году список видов деятельности, запрещенных на территории зоны, был сокращен со 190 до 139 позиций. В будущем этот список, скорее всего, будет сокращаться.

Были проанализированы все действующие нормативные акты, которые так или иначе влияют на работу предприятий. Был составлен список всех видов деятельности. Затем из него вычеркнули всё, что прямо запрещено или нежелательно для Китая. В список попали такие запреты, как участие в работе водного хозяйства – это обязанность администрации зоны, розничная торговля – зачем она, если в зоне нет магазинов, а вот интернет-торговля приветствуется… Запрещены также профессиональные услуги (юридические, инженерные и прочие – этим тоже занимается администрация). Под запретом были и финансовые услуги – Шанхай создавал благоприятные условия для китайских банков – но в прошлом году этот пункт тоже вычеркнули из списка.

В то же время сняты все запреты на операции с юанем. Для Китая с его жестким контролем финансов – шаг очень смелый. Ведь даже обменять валюту на юани здесь очень сложно: только в банке и при наличии паспорта. Внутри же зоны разрешено проводить любые операции.

Делаем по-быстрому

Для привлечения инвесторов здесь максимально облегчена регистрация предприятий: необходимо лишь пройти учетную регистрацию и получить лицензию, которую оформляют по принципу “одного окна” за четыре дня. К концу 2014 года в Шанхайской зоне зарегистрировались более тысячи инвесткомпаний. Больше 90 процентов не получали специального разрешения на работу.

Сильной стороной ШЗСТ являются ее транзитные возможности. Для максимального их использования все операции с товаром внутри зоны, в том числе импортированные, не облагаются таможенными налогами. Налоги взимаются только с товаров, пересекающих таможенную границу Китая. Товары, вывезенные за пределы страны, налогами также не облагаются.

Главное преимущество зоны свободной торговли для компаний-участников, по словам Чжу Миня, – быстрая обработка грузов и документов. Документация для таможенных процедур упрощена, а доставка в пределах зоны автоматизирована:

– Система “одного окна” охватывает таможню, промышленность, торговлю, налоги, международные налоги, досмотр и карантин. Компаниям разрешат представить необходимые документы и заполненные декларации на онлайн-платформе. Потом вся информация будет перенаправлена в соответствующие ведомства.

Цель – мощный канал для экспорта

Все это должно сделать зону удобной для ведения бизнеса. Таким образом, она призвана не только привлекать иностранный капитал, но и апробировать экономические реформы и новые способы государственного регулирования в инвестиционной, торговой и финансовой сферах. И если эксперимент сочтут удачным, то этот опыт предполагается использовать в других регионах Китая. Из всего этого выходит, что главная задача этой зоны свободной торговли – создать мощный канал для экспорта из самого Шанхая и прилегающих районов.

Прежде всего  иностранные компании привлекает в Китае дешевая и дисциплинированная рабочая сила. Только в Шанхае живут 30 миллионов человек. И это лишь по официальным данным. Такое население делает этот город крупнейшим в стране, а значит, ставит и свои вопросы, которые надо решать.

Дело в том, что население всех городов Китая постоянно растет за счет внутренней и внешней миграции. Каждый год перед руководством Шанхая встает проблема – нужно трудоустроить 400 тысяч человек. Эту задачу и помогают решить предприятия, создаваемые в промышленных зонах.

Порт трех морей

Дельта реки Янцзы, в которой находится Шанхай, сегодня является крупнейшей в Китае городской агломерацией. На ее территории проживает более 80 миллионов человек. Этот регион создает, по неофициальным данным, более 20 процентов ВВП Китая. Здесь работают предприятия по производству автомобилей, ГСМ и пластика, фармацевтики, полупроводников, телекоммуникационного и медицинского оборудования, бумаги. В таких условиях создание здесь свободной экономической зоны – успешная попытка решить проблемы быстро растущего города на новом уровне как мирового центра промышленности, финансов, науки.

Еще одна задача ШЗСТ – развитие логистики – разрешена с помощью главного транспортного проекта Шанхая – строительства глубоководного порта Яншань, который стоит в 32 километрах от города, “в чистом море”.

Когда модель порта Яншань показывают в управлении архитектуры Шанхая, то он смотрится как игрушка: на голубом пластике провели автодорогу к макетам сооружений. Но когда мы выехали из Вайгаоцяо в порт, ощущения были странными: полчаса из тумана вилась дорога, по которой ехал автобус, а по сторонам регулярно возникали гигантские ветряки, которые вырабатывают энергию для работы Яншань. А множество грузовиков везли в город контейнеры с грузами. Такая смесь сюрреализма с новыми технологиями.

Первостепенное предназначение порта: обеспечить экспорт китайских товаров. Дело в том что еще лет 20 назад руководство Шанхая встало перед дилеммой: два морских порта, города Вайгаоцяо и Хуанпу, не справлялись с потоком грузов из Центрального Китая. Главным недостатком обоих портов были малые глубины – менее 10 метров. Чтобы войти или покинуть любой из них, крупные суда вынуждены были дожидаться редких высоких приливов. Из-за этого китайские грузы отправлялись через порты Кореи и Тайваня, что для великой страны было морально недопустимым. Нужен был новый глубоководный порт.

Мост в 32 километра и 20 миллионов контейнеров

Ситуацию спас архипелаг Чжоушань, в 30 километрах от берега. Глубины здесь – более 15 метров – позволяли построить мощный порт. В 2001 году на островах Малый и Большой Яншань было решено строить новый Шанхайский глубоководный порт.

Первая очередь нового терминала была введена в эксплуатацию 10 декабря 2005 года, всего через два с половиной года после начала строительства. Порт и город связывает автомобильный мост Дунхай длиной в 32 километра (!), проложенный через море. По нему проложена шестиполосная магистраль, по которой грузы доставляют автомобили-контейнеровозы. Но уже сейчас возможностей порта не хватает для потребностей страны. Здесь уже вышли на проектную мощность – 14 миллионов контейнеров – и уже строят новые причалы. Предполагается, что в 2017 году проектная мощность возрастет до 20 миллионов контейнеров. Такая уверенность в росте показателей говорит и о постоянном увеличении экспортно-импортных операций, и о промышленной мощи Центрального Китая.

Результаты работы Шанхайской зоны свободной торговли впечатляют. Здесь функционирует 12 тысяч 266 предприятий, в том числе 1 677 – с иностранным капиталом. За первую половину 2014 года доход составил 740 миллиардов юаней (118 миллиардов долларов). С января по август 2014 года сумма трансграничных расчетов составила 156 миллиардов юаней (25 миллиардов долларов). По сути, это большой эксперимент китайского правительства по превращению Шанхая в мировой промышленный, финансовый и торговый центр.

Шанхай – Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи