Опубликовано: 5300

Коррупционный дрифт: Хочешь машину – дай на лапу!

Коррупционный дрифт: Хочешь машину – дай на лапу!

Вал авто из России создал отличную кормушку для казахстанских любителей нагреть руки. Предприимчивые посредники предлагают свои услуги по оформлению авто за 500 долларов! На вопрос, почему такая такса, отвечают простодушно: нам же делиться надо. Куда же ведет коррупционная цепочка?

Ажиотаж с пригоном машин из России не мог не раззадорить аппетиты желающих подзаработать. Деньги здесь крутятся огромные, и мы, конечно, предполагали, что может возникнуть коррупционный “капкан”. Поэтому отследили весь процесс, начиная от покупки машины в России, далее за пересечением границы и до собственно финиша – регистрации в родном городе. К огромному удивлению, никаких проблем на той же таможне не возникло, и денег никто за прохождение границы не требовал. Так же спокойно машины с российскими номерами идут до места назначения. Впору вздохнуть с облегчением. Но не тут-то было, проблемы появились, когда водители отправились в спецЦОН для регистрации авто. К нам обратились сразу несколько человек с жалобами. Люди не могут зарегистрировать машину в Казахстане, в спецЦОНе ссылаются, что им нужно отправлять запрос на проверку авто в Россию. Ответа ждут месяцами! Люди ходят вокруг окошек, но их отправляют: ответа нет, а когда будет – не знаем. При этом ездить на машине с российскими номерами и временным талоном регистрации можно всего несколько дней. В общем, созданы все условия, чтобы человек был готов отдать любые деньги, лишь бы сесть за руль машины.

500 долларов – и нет проблем

А дальше – классический сценарий, снова на сцене старые лица – помогайки, которые в свое время оккупировали ЦОНы и за взятку брались решать все вопросы. Теперь напомним: при открытии спецЦОНа в Алматы нам клятвенно обещали, что там созданы все условия, чтобы избежать коррупции. В данной же ситуации появились условия для коррупционных схем. Судите сами: четкие сроки выдачи документов при отправлении запроса в Россию не установлены, и практически никто ни за что не отвечает. На вопрос, почему не делают регистрацию, ответ один: ждем подтверждения из России. А когда оно будет, через год, 10 лет или вообще запрос потеряется – ответа нет. В общем, масса вариантов для коррупционных маневров. И захочешь разобраться, найти виновных – заблудишься. А может, запрос и вовсе не отсылали? Или его потерял российский почтальон? Ищи-свищи виноватых...

Можно, конечно, быть упертым и принципиальным, ездить каждый день в спецЦОН, который находится в конце географии, но это едва ли поможет. И однажды появится добрый человек и предложит решить проблему всего за два дня. У него и почта нормально работает, и коллеги из России почему-то порасторопнее. Стоит такая помощь аж 500 долларов. Водители, которые обратились в редакцию, в один голос называли именно эту таксу.

– Я сказал, что таких денег нет, а мне говорят: ты же крутую тачку купил, не жадничай, а мне еще делиться надо… Да я же ее в кредит взял… Но скидок не делают, вот теперь ищу деньги… – пожаловался нам один водитель.

Стоит только представить, какие огромные суммы могут пойти через посредников.

Правила и препоны

После того как мы начали звонить во все уполномоченные органы, посредники ушли в подполье. Но понятно, что, если четко не регламентировать процесс получения подтверждений для регистрации, они появятся снова. А пока ситуация становится похожа на детектив. Теперь водителям, которые ждут ответа больше месяца, отвечают, что вообще видят их впервые и, дескать, никаких документов они не давали! Возникает вопрос: неужели заявки даже не регистрируются в базах? Не искусственно ли созданный это бардак? Еще один вопрос: для чего вообще нужны подтверждения из России?

– Мне сказали, что нужно подтверждение по таможенной очистке, но оно было поставлено на учет в России, потом снято – значит, машина растаможена. Есть на руках и копии из салона. Несмотря на это, устраивают спектакль с какими-то запросами, – рассказывает водитель Вадим. – Нас вынуждают платить кому-то.

По неофициальным данным, казахстанцы купили в России за последние три месяца более 100 тысяч авто. А значит, при существующей таксе в 500 долларов выручка посредников может составить десятки миллионов долларов! Учитывая, что они обещают провернуть дело за пару дней, поневоле подумаешь: кто же им помогает?

Кто греет руки?

Первые подозрения падают, конечно же, на спецЦОН. Все отделения по обслуживанию населения курирует РГП “ЦОН”. Мы дозвонились до руководства, и там обещали срочно все выяснить. Уже на следующий день нам позвонило начальство спецЦОНа. О сложившейся ситуации, как выяснилось, оно знает не понаслышке. Но поделать ничего не может. Ведь документы принимают и выдают сотрудники управления внутренних дел. Они просто сидят в здании спецЦОНа. Что касается посредников, то, как заверило нас руководство, внутри здания их нет, ведется контроль. Впрочем, найти клиентов за взятку можно и вне здания. Это все мы прекрасно понимаем.

Продвигаясь по цепочке, мы оказались ни больше ни меньше перед самим Министерством внутренних дел страны. А вопросов много. Почему затягиваются процессы регистрации авто? Существуют ли сроки регламента, в которые должны быть получены ответы с подтверждениями из России? Регистрируются ли все запросы в базе? Каким способом идет переписка с российскими коллегами? И главное, как создать условия, чтобы исключить даже вероятность возникновения коррупционных схем? Но в МВД потребовали официальные запросы, и ответы на них будут получены не сразу. Мы выслали… Ждем. А еще вопрос риторический: неужели, подписав всевозможные договоры на самом высоком уровне – ЕАЭС, Таможенный союз, мы не можем элементарно получить письмо из России в четко установленные сроки? Да и нужно ли вообще это письмо? Где же обещанные взаимодействия?

Мнение эксперта

Глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ:

– Посредники, или, как их еще называют, “жучки”, существовали всегда. Можно предположить, как эти люди за два дня при плате в 500 долларов обещают сделать то, что не могут сделать официально за месяц. Первый вариант: нужный с конца очереди оказывается в первых рядах. Другой вариант: “жучки” имеют связи в России и там убыстряют процесс. Третий вариант – самый опасный: просто ставят на учет, без проверок, то есть это липовое подтверждение.

Обращение “Каравана”

От имени читателей мы обращаемся к председателю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрату КОЖАМЖАРОВУ с просьбой уделить внимание сложившейся проблеме с регистрацией машин, завезенных из России, чтобы исключить факты возможной коррупции.

Александра НИКИФОРОВА

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи