Опубликовано: 3100

Секвестр бюджета. Кого лишат кормушки?

Секвестр бюджета. Кого лишат кормушки?

По поручению Президента правительство Казахстана остановит строительство новых объектов. Цель этих мер – сокращение бюджетных расходов страны в период низких цен на наш главный товар – нефть.

В связи с резким сокращением бюджета правительству придется пересмотреть ряд параметров, подчеркнул глава государства. Сейчас необходимо ввести в эксплуатацию уже строящиеся объекты. Реализацию же новых объектов решено приостановить до лучших времен – до окончания кризиса.

Пока правительство только готовит список объектов, реализация которых будет остановлена до лучших времен, сообщил 20 января вице-министр национальной экономики Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ. Примерно определить, на сколько будет сокращено финансирование строительства, можно исходя из того, сколько потерял бюджет страны от сокращения экспортных доходов.

Страна теряет миллиарды

В базовом варианте бюджета на 2015 год размер поступлений определялся на уровне 6 триллионов 309 миллиардов тенге, в том числе 2 триллиона – запланированные трансферты из Нацфонда.

Исходя из плотности казахстанской нефти, в 1 тонне содержится 7,35 барреля. В первоначальный бюджет была заложена цена в 90 долларов за баррель. Следовательно, при падении до 60 долларов за баррель потери страны составят 220,5 доллара с тонны. При добыче 82 миллионов тонн нефти в год потери страны – 18 миллиардов долларов. При цене 50 долларов – 24 миллиарда, при цене в 40 долларов за баррель – 30 миллиардов долларов. Кроме того, экспортеры платят рентный налог по прогрессивной шкале: чем выше цена, тем выше ставка. При цене до 90 долларов за баррель ставка равна 17 процентам, при 50 долларах – 7 процентам. Таким образом, сократятся и поступления в Национальный фонд.

Эти цифры крайне важны для бюджета Казахстана, так как доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта оценивалась в 2014 году в 79 процентов. Для компенсации потерь глава государства принял решение увеличить размер трансфертов из Национального фонда до 2,4 триллиона тенге. Но и этих средств недостаточно для покрытия секвестированного бюджета. Поэтому ставится задача максимально сократить число получателей бюджетных денег.

Пока главными кандидатами на сокращение остаются проекты в рамках второй пятилетки Государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР-2). На ее реализацию в 2015 году запланировано 200,7 миллиарда тенге.

Дешево, но сердито

– Ключевой принцип сокращения бюджета – максимально трудоустроить людей, – сказал в интервью “КАРАВАНУ” директор консалтинговой компании Марат КАИРЛЕНОВ. – Можно, конечно, построить суперкрутой завод за 10 миллионов долларов, и там будет работать 20 человек. Одно рабочее место будет стоить 500 тысяч долларов. За эти деньги можно создать 200 рабочих мест в других отраслях, например, в дорожном строительстве, где и эффект для экономики больше, и социальный вклад выше.

Строить дорогу – трудоемко, но зато больше людей можно трудоустроить. Тем более кризис – это время строить. Дороги – и шоссейные и железные – важны для Казахстана, девятой по территории страны мира. Мы не можем реализовать потенциал своей страны, потому что у нас нет дорог.

– Была бы хорошая трасса до озера Алаколь, представьте, как там развились бы внутренний туризм и инфраструктура, – продолжает эксперт. – Сколько рабочих мест было бы создано вокруг озера? И вдоль дороги много красивых мест, где можно создать зоны отдыха. Мне кажется разумным обеспечить переток денег из городов в села. Для этого опять-таки нужны дороги.

– Главное достижение Казахстана – социальная стабильность. И этим руководство страны пожертвовать не может, – считает социолог Гульмира ИЛЕУОВА. – Я удивилась бы, если бы правительство начало сворачивать социальные программы. Ведь это недорого стоит нашей стране. Население у нас маленькое, и социальные обещания не очень высокие.

Но вот расходы, которые увеличивают человеческий капитал, возможно сократить. Это могут быть новые больницы, интеллектуальные школы, новое оборудование для них. Кроме этого в 2015 году заканчивается реализация некоторых социальных программ, и в новых условиях их продолжение будет под вопросом.

– Заканчивается программа “Саламаты Казахстан”. Она требовала очень больших денег, идет реформа в системе здравоохранения. Что будет с этой программой? – задается вопросом Илеуова. – Минобразование намерено вводить 12-летнее среднее образование. Добавляется еще один класс, а на него и новые расходы. Что будет здесь? Такие долгосрочные вещи подвисают, и ответа на эти вопросы нет.

Холодный душ

О действиях правительства по сокращению бюджетных расходов рассказал и вице-министр национальной экономики Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ:

– До апреля 2015 года будет разработана и внесена в Администрацию Президента новая методика организации систем оценки рисков в контролирующих госорганах.

Со второго полугодия проверки на основании систем управления рисками будут проводиться только в тех сферах, где они будут разработаны, и только в отношении “потенциальных нарушителей”. Таким образом, борьба с коррупцией переходит на другой уровень не с помощью правоохранительных органов, а структурно. Все эти меры – пока теоретические – в надежде на то, что уровень коррупции в стране снизится, контроль за бюджетными деньгами улучшится, а чиновники займутся развитием бизнеса в стране. Ну или не будут так активно мешать.

– Мы глубоко больны голландской болезнью. Поэтому я считаю, что 30 долларов за баррель – это хорошая для нас возможность взбодриться, такой холодный душ для страны, – отмечает Гульмира Илеуова. – Хотелось бы верить, что это нас заставит думать быстрее и лучше, нам надо более ответственно относиться к деньгам.

Во время кризиса самое время подумать о повышении конкурентоспособности казахстанских предприятий, также считает Марат Каирленов. Экономика должна быть эффективной.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи