Опубликовано: 8900

Слово и дело. Галым ОРАЗБАКОВ: Блуждающий форвард?

Слово и дело. Галым ОРАЗБАКОВ: Блуждающий форвард?

Нынешний глава Агентства по защите конкуренции Галым ОРАЗБАКОВ начинал свою карьеру по комсомольской линии. Потом в его биографии было немало неожиданных перемещений и постов – от конкретно технических до сугубо дипломатических. В общем – по морям, по волнам…

Был Галым Оразбаков и замом министра транспорта и коммуникаций, и секретарем Высшего экономического совета, и исполнительным директором “ННК “Казахойл” и заместителем заведующего производственным отделом канцелярии Премьер-министра. В 2001-м он занял первую политическую должность – вице-министр экономики и торговли, затем четыре года рулил государственной корпорацией “Казахстан Инжиниринг”. А после – совершенно другое направление: руководство дипмиссиями в Израиле (2008–2012 гг.) и России (2012–2013 гг). Попосольствовав столь продолжительное время, Галым Оразбаков возглавил Национальное агентство по защите конкуренции.

Неисполненное

Самый закрытый период его деятельности начался в июле 2003 года – тогда он занял пост президента ОАО “НК “Казахстан Инжиниринг”, курирующего военно-промышленный комплекс страны. Всего Казахстану досталось более полусотни военных заводов. Большей частью они испытывали серьезный кризис из-за разрывов производственных связей. Но руководство нацкомпании уверенно заявляло, что трудности можно быстро преодолеть.

– У Казахстана есть неплохие перспективы по экспорту спецпродукции. В первом квартале 2004 года рост объемов производства на оборонных предприятиях Казахстана составил 47 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – сказал в одном из интервью в 2004-м Галым Оразбаков.

После этого дела в оборонке пошли на спад. Многочисленные проекты оказывались неэффективными, деньги были потрачены впустую, а страна получала не новую технику, а все больше отремонтированную. Именно на этот период пришлись проекты создания завода по сборке вертолетов “Ансат” в Казахстане, повышения локализации собираемых "КамАЗов", создания собственного беспилотного летательного аппарата, строительства патронного завода и другие. Потом с грандиозными планами как-то попритихли. Например, уже в 2008-м Галым Оразбаков говорил:

– Если мы купим 10–15 истребителей, нам этого хватит на десятилетия. Поэтому нам нет смысла создавать такие производства.

Посольские маневры

25 апреля 2012 года Галым Оразбаков был назначен чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в России. Причем такое назначение в страну, являющуюся для нас стратегическим союзником, говорит о больших перспективах его как политика.

 – Сегодня предприниматели более 70 регионов России достаточно тесно сотрудничают с бизнесменами Казахстана. Сумма товарооборота колеблется в пределах 25 миллиардов долларов в год. Я убежден, что потенциал намного больше: Казахстан, Россия и Беларусь формируют Таможенный союз. Задача – в несколько раз увеличить товарооборот между нашими странами, – говорил посол Оразбаков в октябре 2013-го.

Правда, сам же Галым Избасарович указал проблемы Казахстана в Таможенном союзе. Если в 2010 и 2011 годах взаимная торговля росла на 30 процентов в год, то по итогам 2012 года – рост около 8,7 процента, общий объем – 68,5 миллиарда долларов. В самом проигрышном положении оказался Казахстан: объем торговли страны с членами ТС снизился на 3,7 процента.

Чего нет – желания или возможностей?

На посту руководителя Агентства по защите конкуренции Галым Оразбаков – с 22 января 2014 года: буквально через три недели в стране случилась девальвация тенге. И как от руководителя государственного органа, отвечающего за рост цен в экономике, от него требовалась активная борьба с предприятиями, которые необоснованно поднимали цены на свои товары. Параллельно в стране происходили другие процессы, связанные с ростом цен, тарифов, ставок и инфляцией. Все это подогревало интерес монополистов к личности руководителей региональных подразделений агентства по защите конкуренции.

– Хочу всех руководящих работников предупредить, что в стране развертывается жесткая борьба с коррупцией. Бескомпромиссная борьба будет вестись, и все понесут ответственность, – пообещал Галым Оразбаков на коллегии ведомства.

В это же время разгорался “бензиновый кризис”: оптовые компании поднимали цены на моторное топливо, тогда как АЗС не разрешали поднимать цены в розницу. Казалось бы, сама проблема является сферой ответственности агентства, защищающего конкуренцию. Однако Агентство по защите конкуренции к решению проблемы, по сути, не подключилось. То ли не было желания, то ли возможностей.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи