Опубликовано: 6500

“Продажные понты”, или Шопинг по-казахски

“Продажные понты”, или Шопинг по-казахски

В Казахстане подержанные авто стоят дороже машин из салона, а квартиры в хрущевке могут дать фору по цене дому на берегу моря в Испании. Наши люди покупают по пять телевизоров в кризис и меняют телефоны каждый год, залезая в кредиты. Что это – менталитет, понты? Об этом мы спросили у психологов и экономистов.Нюансы менталитета

Понятно, что продавец всегда хочет сплавить товар подороже, но у нас покупатель готов выложить баснословные деньги. Ведь понты, как известно, всегда дороже. Во всем мире люди хвастаются, что сумели купить что-то подешевле, со скидкой. Однако у нас считается круто, если ты купил что-то дорогое. И чем больше денег потратил, тем ты авторитетнее:

– Баке новый джип купил, четыре литра! Как теперь налог платить будет? Наверное, кредит возьмет… А бензин? У него родни много – займут…

Или вот еще:

– Слышали, Маке огромный телевизор купил, в комнату не поместился, теперь пристройку делать будет. А старый куда? Пока в курятник поставил, места в доме нет.

И вроде кризис на дворе, а понтов еще больше. Во всем мире спрос на товары падает, цены снижаются, а у нас свои законы дикого рынка. Цены растут, причем для многих экспертов остается загадкой, как вообще они формируются в Казахстане. Тут никакие механизмы не работают: ни амортизационные издержки, ни конкуренция. А вот у психологов есть объяснение этого феномена.

– Есть пословица: на базаре – два дурака, один продает, второй – покупает. Это про нас. У нас люди любят хвастаться, – говорит психолог Марина КОДИНЦЕВА. – Помните анекдот: “Почем галстук купил? – Пять рублей! – Вот дурак, за углом по 10 отдают… И этому есть объяснение”. После развала Союза, в период приватизации, снятия железного занавеса, роста кооперативов появилось огромное количество нуворишей. Они-то и ввели в нашу жизнь понты. Хвастались малиновыми пиджаками, “мерседесами”. Было модно сорить деньгами. И это живо до сих пор. А уж если кто-то готов покупать дорого, почему бы не продать подороже?

Недвижимые цены на недвижимость

Для примера возьмем недвижимость. Тут парадоксы цено­образования на каждом шагу. Все мы знаем, что в Алматы, например, квартира в хрущевке стоит дороже апартаментов в Европе. Вроде логики никакой нет. Но это только на первый взгляд. Любая апашка, продающая свою халупу, сможет тебе объяснить, почему это так. И ты поверишь…

Звоню по первому объявлению. Двухкомнатная квартирка, с потекшим потолком, старыми трубами, но свеженаклеенными обоями стоит… ой-бай, сколько!

– Это еще дешево продаю, – начинает хозяйка. – У меня сосед вон за 150 тысяч продал.

– Но в Германии могу две квартиры взять за эти деньги! – возмущаюсь я.

– Вот слышала, скоро глобальное потепление, Европа вообще под воду уйдет. А у нас квартира сухая, теплая… Батареи аж кипяток…

В общем, в ценообразовании на недвижимость в Казахстане главная составляющая – это, скорее всего, гипноз. А что думает психолог?

– Так уж у нас повелось, что главные виновники ценообразования – это соседи, – отмечает Марина Кодинцева. – Кто-то поставил такую цену, а я чем хуже, еще больше поставлю, ведь у меня квартира намного лучше. Так считает каждый, в результате цены растут как на дрожжах. Хромает у нас и экономическая грамотность, покупки мы совершаем больше не по расчету, а руководствуясь эмоциями.

Есть и другие парадоксы на рынке недвижимости. При этом вроде бы и спроса сейчас на недвижимость нет. В декабре прошлого года статистики объявили, что количество сделок купли-продажи сократилось аж на 20 процентов. Но цены даже не вздрогнули! Объяснить эти особенности рынка мы попросили эксперта по недвижимости Кумара МУСАЕВА:

Цены на недвижимость не падают по целому ряду причин. Во-первых, это нехватка жилья. Во-вторых, недвижимость остается инструментом вложения. Что касается особенностей формирования цен, то на вторичном рынке ценообразование вообще интересное. Люди не продают дешевле, потому что надеются купить что-то за те же деньги, но получше. В результате старое жилье, которому 20–30 лет, стоит дорого. При этом там низкие коммунальные расходы – это плюс. У нас люди не реагируют на то, какого года постройки дом, это не так важно. В зарубежных странах, конечно, амортизация сильно влияет на цену. Там каждый квадратный метр амортизируется в определенные сроки. Зато у нас на цену влияет ликвидность района. В Алматы центр и верхние районы – всегда дороже. А вот качество постройки – уже на втором плане.

Синдром большого телевизора

Еще одна особенность нашего рынка – в период кризисов люди, как сумасшедшие, начинают скупать бытовую технику. Особенно почему-то телевизоры. И чем больше экран, тем лучше. Как только по стране прокатывается волна слухов о девальвации, магазины бытовой техники срывают куш. И тут можно заламывать цены – и так все сметают с полок. Об этом необычном синдроме мы спросили у психолога.

– Скупка телевизоров – это проявление паники. Люди покупают их, чтобы хоть как-то сохранить свои накопления, – считает Марина Кодинцева. – Это говорит о недоверии к тенге. Люди боятся, что произойдет девальвация, и их деньги просто сгорят. А тут останется телевизор. Почему именно телевизор? У нас телевизор – как член семьи, он всегда рядом, даже если никого нет в комнате – идет телепередача, и вроде бы уже не так одиноко. Также телевизор является основным источником недорогого развлечения. Если нет денег на поход в кинотеатры, цирки, все эти удовольствия большая семья может получить вокруг плазмы. Для многодетных семей – это вообще ценная вещь, вокруг которой собираются все по вечерам. Поэтому это привычное явление, когда в ветхой халупе, где живет огромная семья, а из мебели только корпешки, в самом центре стоит большой экран.

Авторынок: цены без тормозов

Но самый загадочный процесс ценообразования у нас на рынке автомобилей. Стоимость “железных коней” вызывает головокружение. Новые авто стоят по 30–40 тысяч долларов, хотя, как показала ситуация на российском рынке, их красная цена в два раза меньше. Выходит, что казахстанские продавцы все эти годы получали огромную маржу? Теперь эксперты говорят, что дешевые авто, купленные в России, должны подкорректировать цены, опустить их. Однако, несмотря ни на что, стоимость держится. Дилеры крупных салонов хотя объявили о снижении, но при детальном ознакомлении выясняется, что скидки больше символические. Возможно, с рук авто будут дешевле? Но цены на “вторичке” оказались еще страшнее. Открываем газету с объявлениями: один и тот же автомобиль, одного года выпуска: новый стоит около 35 тысяч, а с рук – уже с пробегом на три-четыре тысячи долларов… дороже! Хотя во всем мире, если машина выезжает из салона, она теряет в цене 30 процентов! У нас же, если человек купил авто за высокую цену, стремится во что бы то ни стало продать ее дороже. Есть даже такое понятие: “Надо вытащить свои деньги”. Потом продавец вспоминает, что у него впереди большой той или другие расходы. Не накинуть ли мне еще пару тысяч долларов на моего “коня”, думает он: а вдруг на дурачка нарвусь?

Другой парадокс нашего авторынка: чем старше авто, тем меньше падает на него цена. Откровенная рухлядь стоит в районе пяти тысяч долларов, и вот уже несколько лет цены на этот утиль не опускаются. Почему у нас такое дикое ценообразование на рынке, мы спросили у главы Независимого автомобильного союза Эдуарда ЭДОКОВА:

– Причина высокого ценообразования, на мой взгляд, связана с тем, что у нас крайне низкая конкуренция. Рынок новых авто практически находится в одних руках. И оттуда нам диктуют цены. Независимые поставщики могут завозить авто по более низким ценам, создавать конкуренцию, но представители больших брендов начинают трясти договорами и запрещают продавать. Что касается вторичного рынка, то там цены взлетели после того, как резко поднялись пошлины на подержанные авто несколько лет назад. Приток свежих, но подержанных авто в страну практически прекратился, их стало невыгодно ввозить. А те, кто успел купить авто, стали держать цены. В результате рынок уже несколько лет в некоей спячке. Мало кто позволяет себе обновить авто, ведь растаможка обходится практически как сам автомобиль.

Ситуацию накалил и технический регламент Евро-4. Ввоз авто ниже этого уровня в страну вообще запрещен. Рынок подержанных машин оказался ограниченным. Позволить же себе новое авто по высоким ценам может далеко не каждый казахстанец. Как показывают исследования, самая многочисленная группа покупателей находится в ценовой категории от 5 до 15 тысяч долларов. Взять за эти деньги можно лишь бэушные машины. Продавцы пользуются ситуацией, а покупателям деваться некуда…

Кредиты подогревают цены

По мнению экспертов, немалую роль в росте цен играют покупки в кредит. А как показывает статистика Национального банка, именно кредиты на потребительские цели растут, несмотря на кризис. Всего на ноябрь 2014 года казахстанцы сделали покупки, взяв взаймы у банка 142 765 миллионов тенге. Лидером стал Алматы, здесь народ взял в долг 48 106 миллионов тенге. На втором месте Астана – 11 364 миллиона тенге. Далее идет Карагандинская область – 10 107 миллионов тенге.

Потребительская арифметика

Среднестатистический казахстанец покупает:

* Авто за 10 тысяч долларов.

* Квадратный метр жилья – за 1 100 долларов.

* На другие покупки тратит около 25,5 тысячи тенге в месяц.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи